1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №45 (300) за 11.03.99

ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ НЕ ВХОДИТ В ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС РЕКЛАМИСТОВ?

Реклама есть и будет, она необходима. Но иногда она таит в себе настоящую опасность, особенно если речь идет о детях. Например, известны случаи, когда дети, повторяя действия рекламных героев, прыгали за банками любимого напитка из окон и c обрывов. Их, конечно, не спасала жестяная посудина... Один из малышей постоянно глотал "вкусную" (ароматизированную) фторированую зубную пасту, чем испортил себе зубы. Девочка пыталась сварить к маминому приходу концентратный суп, как рекламная сверстница. Она стояла у плиты на табурете и оступившись обварилась.

Ничего удивительного в этом нет. Ведь реклама -- самое прямое руководство к действию. Слава Богу, что в Украине дети от рекламы еще не гибли и так страшно не калечились. По крайней мере, по официальной статистике. А вот Европа понатерпелась от рекламных "приколов", которые пытались повторить дети. Поэтому Консьюмерский интернационал весь прошлый год проводил в Европе, Америке и Австралии акцию по обследованию рекламы, рассчитанной на детей, которую "крутят" в детских передачах.

"Ложка сахара" -- так называлась эта акция -- должна была выявить методы, которыми фирмы-производители пытаются давить на психику детей. Окончательные результаты еще не обнародованы, но уже сейчас можно сказать, что самым распространенным является прием, когда ребенок на телеэкране "облизывается" и кричит: "Мама, купи!" Довольно опасна и реклама, где подростку "по секрету" сообщают, что для него уже наступило время, когда "не обязательно все рассказывать родителям". Большой вред наносит и внешне безобидная реклама, призывающая утолять голод шоколадными батончиками.

Сейчас подводятся итоги первого этапа "Ложки сахара". Первого потому, что решено превратить акцию в долговременный мониторинг. Общества потребителей всех стран мира запишут на видеопленку 40 часов телерекламы. Возможно, будут предъявлены и судебные иски компаниям, нарушающим не только законы о рекламе, но и этический кодекс рекламистов.