1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №221 (224) за 18.11.98

ХОТЬ МАЛЕНЬКАЯ ПТИЧКА, НО ЛУПИТ, КАК СНАРЯД

"Почему я не летчик? -- с сердцах чертыхнулся водитель автобуса вслед пешеходу-нарушителю, -- там под колеса никто не лезет, одни птички кругом". Не знает он, видно, что даже 15-граммовый воробушек может вывести из строя многотонный реактивный самолет. Не ведает, что ежегодно в мире случается около 4 тысяч поднебесных столкновений, многие из которых заканчиваются авиакатастрофами.

-- Именно маленькие птички представляют наибольшую опасность для двигателей, -- говорит директор Украинского центра кольцевания птиц Анатолий Полуда. -- Если в турбину военного самолета, мчащегося со скоростью 3 тысячи километров в час, попадет дрозд или воробей, то мощность удара будет такая, будто разорвался крупнокалиберный снаряд.

Пытались устанавливать защитные сетки -- не помогло, птица проходит сквозь них, как пуля. Для истребителя вроде МиГ-23, имеющего всего одну турбину, -- это верная гибель. Особенно опасными считаются взлеты и посадки, а также полеты на сверхнизких высотах -- 20--30 метров -- там очень много птиц. А вот обычный пассажирский самолет с 3--4 турбинами такое столкновение может пережить относительно благополучно.

Во время расследования причин авиакатастрофы "Руслана" в 1991 году под Киевом комиссия отработала массу версий -- ни одна из них не подтверждалась. Тогда военные пригласили орнитологов, а те среди обломков самолета обнаружили обгоревшую птицу.

-- Подобная находка считается очень удачной, -- продолжает Анатолий Михайлович, -- поскольку часто разбившиеся вдребезги самолеты сгорают, и нет ни перышка, ни косточки, чтобы можно было установить причину катастрофы. Кстати, наши коллеги с мелитопольской орнитологической станции издали атлас для определения видов птиц по таким фрагментам. Но бывает, что службы, отвечающие за безопасность полета, пытаются навесить "мокрое дело" на птиц, чтобы избежать ответственности за технические неполадки, которые сами проморгали.

К счастью, случается такое нечасто. Вообще-то авиаторы прислушиваются к рекомендациям ученых: ограничивают число вылетов, когда стаи птиц мигрируют или молодняк начинает учиться летать. Вместе они даже разработали "пугало" для пернатых обитателей аэродромов -- на создание программы "Соколиная охота" ушло два года.

-- Сначала мы записали крик тревоги грачей, -- вспоминает Анатолий Михайлович. -- Когда он звучал из динамиков, птицы разлетались далеко от взлетной полосы. Но уже через два месяца они к этой хитрости привыкли и перестали реагировать. Тогда мы усилили акустическое воздействие визуальным -- выпустили тренированного сокола. Какое-то время система работала безупречно, но это ведь невысоко над землей, а в небе никакой сокол пилоту не поможет. Не изобрели пока такого средства, которое бы решило проблему "птица -- самолет" на всегда.