1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №130 (385) за 16.07.99

ВЛАДЛЕН ДАВЫДОВ:"Я ХОЧУ СВОБОДЫ, НО НЕ ТАКОЙ ЦЕНОЙ"

Все-таки, на кинофестивали приезжают подчас любопытные люди. Когда я увидела как по палубе теплохода идет мне навстречу живая легенда -- старый актер-мхатовец, ныне директор дома-музея МХАТ Владлен Семенович Давыдов ("Встреча на Эльбе", "Сестры", "Освобождение", "Солдаты свободы", "Табачный капитан" и другие), я сильно удивилась -- все-таки не тусовочная личность.
Одно время он работал секретарем у Василия Качалова, дружил с Москвиным. А ведь это же были современники Чехова, Толстого, Горького -- уровень "серебряного века".

Мои личные впечатления: что бы ни говорили, но это другая культура, другой мир, который, к сожалению, бесследно исчезает...

"МНЕ ИНТЕРЕСЕН БЫЛ МХАТ ДО ПРИХОДА В НЕГО ЕФРЕМОВА"

-- Владлен Семенович, страшно подумать, но вы ведь в школу-студию МХАТ поступили в 43-м году!

-- Я всегда мечтал быть актером Художественного театра. Но мое поступление немного задержала война. В кино меня начали приглашать еще когда я был студентом. Тогда это не поощрялось и меня чуть не выгнали из студии. Так, например, я отказался от роскошной роли Незнамова в картине "Без вины виноватые".

-- Говорят, что пробы прошли блестяще...

--Да, все ахали, охали, но пришлось отказаться. А сыграл эту роль Володя Дружников. Зато я сыграл главную роль во "Встрече на Эльбе". Здесь, на кинофестивале дети смотрели картину "на ура", а ведь прошло более 50 лет.

-- Вы столько лет проработали во МХАТе. За это время театр переживал разные периоды. Какой из них вам наиболее интересен?

-- Пока не пришел Олег Ефремов. Хотя мы были друзьями... В свое время я был поклонником "Современника", который он возглавлял до МХАТа. Мы были рады его приходу в Художественный, однако он появился с другими настроениями -- возможно, был обижен, что в 49-м его не приняли во МХАТ. Во всяком случае, отнесся он к товарищам по цеху пренебрежительно...

"ДОРОНИНА КАК ЖАННА Д'АРК СПАСЛА ЧАСТЬ ТРУППЫ"

-- Последние годы в развале МХАТа обвиняют именно Олега Ефремова. Речь идет о его профессиональных или человеческих качествах?

-- Не уверен, что дело только в нем. Вот говорили, что государство развалили Горбачев, Ельцин...

-- В разделе МХАТа обвиняли также и Татьяну Доронину...

-- Ну, Доронина уж точно ни при чем. Она как Жанна Д'Арк спасла оставшуюся часть труппы и увела за собой. И у Дорониной, и у Ефремова было несколько удачных спектаклей.

-- Вы принадлежите к поколению стариков-мхатовцев. Многие уже ушли из жизни. Вспоминаете это время, тоскуете по ним?

-- Время было жестоко по отношению к нам. Да и "старики" были разными. Я вот нашел недавно в музее выступление Хмелева, в котором он говорил, что "даже если наше поколение -- Грибов, Ливанов, Яншин и другие -- проживет талантливо жизнь в искусстве, то нам не простят, что мы не воспитаем достойную смену в театре". Но они, будучи талантливыми артистами, жили очень эгоистично и поэтому МХАТ пришел в такой упадок. И я этого простить не могу. Того театра, в котором я работал, больше нет. Как говорил чеховский Фирс: "Знали способ, да забыли" -- потеряна связь времен.

-- Владлен Семенович, а молодые мхатовские актеры интересуются историей театра, тем, что когда-то происходило в этих стенах? Ведь творились здесь интереснейшие вещи, достаточно вспомнить "Театральный роман" Булгакова.

-- (Грустно.) Нет, не интересуются... Вы понимаете, Наташенька, они пришли в атмосферу уже другого театра. Потом пришло другое (наше) поколение. Замечательные актеры, они по человеческим качествам были уже, на мой взгляд, ниже.

"КАК СТРАШНО, ЧТО ВСЕ ИДЕАЛЫ РАЗРУШЕНЫ"

-- Вам обидно, что "дома", в котором вы прожили более 50 лет, больше не существует?

-- Это страшно. Так же, как и то, что происходит в стране в целом. Я как-то недавно говорил жене: "Как страшно, что к концу жизни все идеалы -- творческие, человеческие, патриотические, -- разрушены. И ничего невозможно остановить". Страна потеряна.

-- А вам близки коммунистические идеалы?

-- Они были замечательными, но другое дело, что в этой системе цель оправдывала средства. А средства эти были жуткими.

-- Вот видите, и в те времена люди жили по принципам двойной морали. И даже в вашем любимом МХАТе ставили пьесы о секретарях обкомов, плане, сталеварах и прочих "ценностях".

-- А как вы хотите -- кто платит, тот и заказывает музыку. Это же все-таки музыкальный театр. Ну хорошо, а та пошлятина, которая сейчас ставится в театре и кино на деньги так называемых спонсоров -- это разве не двойная мораль?

-- Тоже плохо. Двойная мораль -- это всегда плохо.

-- ... И оплеванные сейчас "Кубанские казаки" -- это не идеологическая коньюнктура, а мечта об идеале. А сейчас какие принципы? Ну, объясните мне, пожалуйста! Вот мне говорят: "в 37-м вы были в Артеке, а ведь тогда полным ходом шли аресты". Но я то этого не знал и был благодарен за счастливое детство. А вы знали тогда о них?

-- (Не удерживаясь от хохота.) Нет, я родилась 25 лет спустя. Но, Владлен Семенович, они же все-таки были!

-- Были, конечно. И я не говорю, что это было правильно -- это было ужасно. Между прочим, наши с женой родители тоже пострадали от репрессий. Но тогда было больше веры -- люди искренне верили в построение нового общества. А сейчас Марго (моя жена) встречалась с детьми: они говорят, что мечтают (возмущенно) ...побольше денег заработать.

-- Естественно, что в нищем обществе люди мечтают заработать...

-- Но кто это общество таким сделал?! Почему обязательно надо было разорить страну? Все воруют!

-- Между прочим, ворует не кто-нибудь другой, а именно те "советские люди", которые были правильно воспитаны и верили в идеалы.

-- (С горечью.) Так объясните мне, почему они это делают. Ну скажите мне!

-- Это следствие той двойной морали, по которой жили в этой стране 70 лет: с одной стороны "Кубанские казаки", с другой -- ГУЛАГ.

-- Поэтому разорили космическую промышленность, медицину и образование? Если вы считаете, что ваше капиталистическое общество должно быть выше, тогда наращивайте, а не воруйте. А это же общество негодяев и жуликов. Подумайте, кто у власти? Те же коммуняги! Кто такой Ельцин? Бывший секретарь обкома. Поэтому он и покрывает этих жуликов. Кто такой Чубайс, откуда он появился? Откуда у него такое состояние, дачи, машины? Все жулики. Зачем же было все ломать?

-- Система привилегий в этой стране всегда была довольно мощной. Ведь и актеры МХАТа, если я не ошибаюсь, имели в свое время отличную зарплату, премии и правительственные пайки?

-- Но ведь они имели право на это. (Закипая.) Они получали по труду. А почему Тарасова должна получать такую же зарплату, как начинающая артистка? Или академик -- такую же, как аспирант?! Нет, вы меня не провоцируйте!

-- Упаси Бог, я как раз против уравниловки -- только провожу параллель. Скажите, а есть режиссеры или актеры в современном кино или театре, работой которых вы восхищаетесь?

-- Интересно работает Марк Захаров. Очень люблю Янковского, Броневого, Караченцова. Обидно только, что талантливые люди не могут сегодня работать в полную силу, сниматься в кино. Идет экономическое и нравственное разорение общества. Да, я хочу свободы, но не такой ценой.