1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №179 (434) за 25.09.99

ПОДЖИГАТЕЛИ НОЧИ И КРУТЫЕ КОВБОИ УЧАТ ДЕТЕЙ КУРИТЬ

Если подойти к обычной киевской школе во время перемены, то можно увидеть ошеломляющее зрелище, лет двадцать назад просто немыслимое -- ученики выходят на перекур. Курение детей и подростков стало привычным. Дымят совсем еще малыши, девчонки и юные мамы с колясками... Почему?

ТАБАЧНЫЕ КОМПАНИИ ДЕЙСТВУЮТ ОЧЕНЬ ГРАМОТНО...

Представители некоторых фирм -- производителей сигарет утверждают, что "реклама не заставляет людей курить". Однако восприятие окружающего мира подчиняется определенным психологическим законам. Их широко используют профессионалы рекламного бизнеса развитых стран.

Дело в том, что до 12--13 лет ребенок воспринимает мир в основном образами, так устроен его мозг. И подсознательно дети ищут яркие впечатления. А что сегодня предлагает жизнь большинству из них? Путешествия, кружки, секции, летний отдых в загородном лагере -- все это не по карману очень многим родителям. Стремясь вырваться из монотонности будней, дети обращаются к доступным источникам. Это прежде всего телевидение и... рекламные плакаты. Где еще такие мужественные ковбои и симпатичные верблюды? Или веселые сверстники, которым "краще смакує разом"? А как красивы девушки, "зажигающие ночь"... Узнали? Конечно, это реклама сигарет -- бигборды на улицах. На детей эта яркая, красочная реклама оказывает более сильное влияние, чем на взрослых. И, в отличие от взрослого, ребенок не может защититься логикой и жизненным опытом. Этими объясняется и то, что отечественные курильщики сильно помолодели и то, что их стало намного больше.

-- Влияние рекламы на восприятие ребенка -- это влияние на его подсознание, -- говорит психолог Сергей Куранов. -- Установки, ассоциативные связи, которые формируются в процессе этого восприятия, в дальнейшем действуют автоматически, но эффективно.

Подсознание, подобно компьютерной программе, будет побуждать ребенка отождествлять себя с регулярно попадающимися ему на глаза героями рекламных плакатов. Если им, таким красивым и веселым, сигарета дает ощущение полноты жизни, радость, успех, то, получается, надо курить... Так что табачные компании рекламируют свою продукции очень грамотно -- формируют устойчивую потребность в курении с детских лет.

НО ЗАПРЕТИТЬ РЕКЛАМУ НЕЛЬЗЯ

Что можно противопоставить насаждаемой нам вредной привычке? Один из традиционных способов -- запретить курение вообще. Но есть печальный опыт антиалкогольной кампании конца 80-х... Психологи отмечают, что принуждение к соблюдению правил побуждает людей нарушать их втайне. Запрет на пользующийся спросом товар способствует появлению "черного" рынка.

Некоторые искренние противники курения уже неоднократно предлагали еще один способ -- повысить стоимость табачных изделий так, чтобы они стали недоступными большей части населения. Но вспомните, что происходило несколько лет назад, когда из продажи практически исчезли сигареты. За ними стояли огромные очереди, их продавали в магазинах спецобслуживания. А спекулянты просто озолотились. Те же, кто не мог купить сигареты, курили самокрутки со всевозможнейшими суррогатами. Вряд ли это укрепило их здоровье...

Еще один вариант -- запретить рекламу табачных изделий. Но и против этого можно возразить. Поскольку этот товар популярен у курильщиков, то такой запрет был бы насилием над ними, а любое насилие над личностью или частью общества непременно вызывает негативные последствия .

А вот разумно ограничить рекламу табачных изделий, пожалуй, имеет смысл. Скажем, публиковать информацию о новых сортах сигарет, о ценах в специализированных изданиях. Но никак не в общественном транспорте и на улицах.

ЗАПУГИВАТЬ? ЭТО БЕЗ ТОЛКУ

Стоит сказать, что пропаганда против курения у нас ведется с помощью тех же рекламных плакатов. Только вот насколько она действенна? На всех плакатах написано: "Министерство здравоохранения Украины предупреждает: курение опасно для вашего здоровья". Шрифт, размер и цвет этих надписей таковы, что их, во-первых, нужно еще заметить на фоне красочного плаката. Во-вторых, такое предостережение обращено к логике человека, поэтому на взрослого оно еще может оказать какое-то влияние, а на ребенка, воспринимающего в первую очередь образы, -- вряд ли.

Одно время на остановках общественного транспорта висели плакаты, где симпатичный малыш, ухватившись за мамины ноги, просил: "Мама, не кури". Плакат привлекал внимание, на малыша приятно было смотреть. Но текст лучше было бы написать другой. Психологи рекомендуют формулировать все просьбы или внушающие обращения так, чтобы они не содержали частицу "не". Дело в том, что наше подсознание как бы выбрасывает эту частицу из фразы, и просьба преобразуется в противоположную.

Сейчас на улицах есть другой плакат. На нем в разинутой пасти мифического чудовища -- голова подростка со страданием в глазах. И надпись: "Табак и алкоголь уничтожают тебя". Это проявление достаточно распространенного метода воспитания путем запугивания. Его результативность комментирует ректор Киевского межрегионального института усовершенствования учителей имени Бориса Гринченко Зинаида Сиверс:

-- Так у ребенка появляется чувство страха. Реакция на это чувство зависит от темперамента и характера. У некоторых детей страх стимулирует любопытство -- раз страшно, значит, интересно, и надо узнать поближе то, чем стращают. Но для многих ребят, которые не чувствуют себя защищенными в семье, пугающая информация становится дополнительным фактором, негативно влияющим на психику. Она либо подавляет подростка, увеличивая его замкнутость и неуверенность, либо делает его более агрессивным.

Кроме того, дети подсознательно стремятся освободиться от чувства страха и попросту "не замечают" пугающую информацию. То есть ребенок попросту не запомнит, что написано на таком плакате.

РАБОТАЛ ГОД БЕЗ "БОЛЬНИЧНЫХ" -- ПОЛУЧАЙ ПРЕМИЮ

Нельзя не упомянуть еще об одной очень существенной причине популярности курения -- денежные поступления в городской бюджет за рекламу на улицах. Судя по тому, сколько щитов "украшены" рекламой сигарет, вероятно, именно их производители вносят очень весомый вклад в казну Киева. Но ведь они получат доходы за счет активного потребления своей продукции, а значит -- за счет нашего здоровья. При мысли об этом уже меньше радуют новые дома, тротуары, памятники и храмы. Полагаю, мы не вправе строить свое сегодняшнее благополучие, лишая детей здоровья, а страну -- будущего.

С курением не нужно бороться. Нужно приучать детей с самого раннего возраста заботиться о своем здоровье. Необходима социальная реклама здорового образа жизни, построенная на позитивных образах и примерах. Средства на нее можно получить за счет той же рекламы табачных изделий. Могут поддержать социальную рекламу и фирмы, торгующие биологически активными добавками, витаминами, товарами для спорта и отдыха, а также спортивные центры, салоны красоты. Скажете, у них нет на это денег? Пока нет. Но если у нас, как в США, здоровый образ жизни войдет в моду, доходы этих фирм многократно возрастут.

В США вовсю релизуются программы оздоровления нации. Руководители фирм материально поощряют не болеющих сотрудников. Более того, обязанность заботиться о своем здоровье включена в служебные обязанности персонала некоторых компаний. Если человек курит, его могут просто не принять на работу. Вытесняемые с западных рынков транснациональные табачные компании устремились "осваивать" новые земли. Одной из них оказалась Украина.

Справка редакции. В 1998 году был разработан проект социально-психологического исследования о факторах, влияющих на формирование привычки к курению в детском и подростковом возрасте. Этот проект может помочь в разработке программ социальной рекламы. Он был подан в фонд "Відродження" на соискание гранта, но не был поддержан. Проект по-прежнему актуален. Может, его поддержат отечественные спонсоры.