1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №154 (409) за 19.08.99

АВТОМОБИЛЬНЫЙ "СЕКОНД ХЭНД" -- НА ВЗЛЕТЕ ПОПУЛЯРНОСТИ

Бензиновые кризисы приходят и уходят, а страсть современного человека к автомобилю как наиболее массовому средству быстрого, удобного, престижного, а главное -- индивидуального передвижения пока не получила достойной альтернативы. Проблема лишь в альтернативе выбора.

А реальность такова, что автомобильный "секонд хэнд" сегодня составляет серьезную конкуренцию новым моделям. Когда-то долгая жизнь была привилегией знаменитых Роллс-Ройсов, три четверти общего числа которых и по сей день на ходу. Сегодня всякая уважающая себя фирма постоянно работает над качеством и долговечностью своих машин, давая гарантию на 5--7, а то и на 10 лет. В процессе эксплуатации цена нового автомобиля снижается на 15--20% в год, так что за 5 лет он теряет до 70% первоначальной стоимости. Как следствие -- стойкий рост популярности несравненно более доступных подержанных автомобилей во всем мире, включая богатенькие США.

Как показали исследования калифорнийского центра "Доринг", анализирующего самый большой авторынок в самой богатой стране, в этом году каждый десятый американец, купивший машину, отдал предпочтение "бэушному" варианту -- и эта тенденция усиливается. Подержанные автомобили нередко продаются здесь еще с гарантией или имеют заводское удостоверение о том, что машина проверена на предмет исправности. Правда, стоят такие экземпляры на $250--500 дороже остальных.

В Германии наиболее популярны Тойота "Карина", Мазда-626 и Ниссан "Примера", за ними следуют Мерседес С-класса, БМВ 3-й серии, Форд "Мондео" и Рено "Лагуна". Замыкают список немецкие Ауди-А4, Фольксваген "Пассат" и Опель "Вектра". Шведам, в свою очередь, больше по вкусу Вольво и Фольксваген "Пассат".

СТАРЫЙ "КОНЬ" БОРОЗДЫ НЕ ПОРТИТ...

Общегерманский автоклуб АДАЦ проводит ежегодные опросы среди десятков тысяч автолюбителей. По основными критериям оценки -- стоимости техобслуживания, расходу топлива и частоте поломок -- составляется довольно объективный рейтинг популярности подержанных машин. Согласно последнему рейтингу, самыми надежными признаны "японцы", а самыми ненадежными -- французские и итальянские авто. Интересно, что среди лимузинов обе позиции принадлежат немецким моделям.

В классе малолитражек (до 1,3 л), растаможивание которых имеет смысл и для украинских автолюбителей, лучшими по надежности названы Мицубиси "Кольт", Сузуки "Свифт" и Фольксваген "Поло". За год на тысячу этих машин зарегистрировано только 10 поломок. Хуже всех в этой подгруппе показали себя Рено "Клио" и Фиат "Пунто": они ломаются в 2--3 раза чаще. Статистика весьма полезная, ведь лидеры и аутсайдеры нередко идут по одной цене -- $2100--2500.

В нижне-среднем классе (до 1,6 л) лидируют Тойота "Королла", Хонда "Цивик" и Мазда-323. Последнее место -- у Рено-19, чуть лучше показатели у Ситроена ZX и Пежо-306. Эти машины в европейских салонах "секонд хэнда" стоят на $1000 больше, чем малолитражки -- $3--3,6 тыс.

В среднем классе первенствует Мерседес Ц-класса, за ним идут Тойота "Карина" и Мазда-626. На последних позициях в этой группе Ниссан "Примера", Фольксваген "Пассат" и Опель "Фронтера". Цены на машины этого класса отличаются уже весьма ощутимо -- от $6 тыс. за Мерседес до $3,4 тыс. за Мазду и "Пассат".

Высший класс представлен в основном немецкими автомобилями. Здесь на первых позициях БМВ 7-й модели, Ауди-А6 и Мерседес Е-класса. Хуже всех зарекомендовали себя Опель "Омега" и Форд "Скорпио". БМВ стоит $11 тыс., Ауди-А6 -- $6 тыс., Мерседес -- $7,3 тыс., Опель "Омега" -- $5 тыс. Указанные цены относятся к 5-летним автомобилям простейшей комплектации. Причем налог на добавленную стоимость в странах Евросоюза принято возвращать покупателю, если товар покинул страну. В Германии, например, НДС достигает 15,5%, но, имейте в виду, процедура возврата весьма сложна и без своевременного оформления необходимых документов становится проблематичной.

...НО ЗАГЛЯНУТЬ ЕМУ "В ЗУБЫ" -- НЕЛИШНЕ

Служба технического надзора Германии регулярно проводит обследование надежности авто на станциях техобслуживания. Обычный массив охвата -- 8--9 млн. машин. Лучшими здесь признаны Тойота, Мазда, Мерседес, заключают список Сеат, Ситроен, Пежо и Лада "Самара". Дэу и "Таврии" в европейских рейтингах пока не участвуют.

Среди неполадок чаще всего упоминаются отказы электрооборудования и системы зажигания. На втором месте -- сбои двигателя, на третьем -- системы охлаждения. Эти характерные неисправности довольно легко устраняются, ведь рынок запчастей стремительно растет. Проблему может составить разве что долговечность кузова под воздействием коррозии. По данным Шведского института коррозии, наибольшей стойкостью отличаются Мерседес, Ауди и Вольво, за ними следуют Пежо, БМВ, Тойота, Ниссан, Мицубиси и Рено. Быстрее всех ржавеют Фиат, Опель и Жигули.

КРЕПОК ЛИ "ОРЕШЕК"?

Анализом прочностных показателей автомобилей занимается Государственное ведомство дорожного движения Швеции. Так, при лобовых столкновениях самыми надежными оказались Сааб-9М, Тойота "Карина" и БМВ 5-й серии. За ними следуют Ауди-А6, Мерседес Е-класса, Опель "Омега" и Вольво-С70. При боковых столкновениях лучше всех себя показывают Сааб и Вольво.

В ОЖИДАНИИ ПРОРОКА В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ

Украинского потребителя от доступного сегмента этого рынка власти "заботливо" оградили. Как известно, с 1 апреля прошлого года ввоз подержанных автомобилей в нашу страну был законодательно затруднен и правительство "во благо отечественного производителя" наращивает препоны на пути к вожделенным иномаркам, стоимость которых при пересечении границы сегодня увеличивается в 1,5--2 раза! Но, как показывает опыт, таможенные барьеры и протекционизм неизбежно ведут к застою и коррупции, особенно в стране, отставшей от мирового уровня минимум на 20 лет.

Автомобили старше 5 лет до недавнего времени можно было ввозить в Украину как крупноузловые агрегаты, например, кузов и двигатель отдельно, или приобретать по доверенности. Но власти устранили и эту лазейку, ограничив срок действия доверенности 10-ю днями и запретив ввоз кузовов. Правда, и прежде рискнувшего выбрать этот путь подстерегали многочисленные подводные камни. В частности, при малейших сомнениях у ГАИ в маркировке автомобиль безоговорочно ставился на платную штрафплощадку до предоставления владельцем убедительных доказательств, и тогда весь ожидаемый экономический эффект от его ввоза пропадал.