1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №216 (219) за 11.11.98

ВИЗИТ ГОСПОД В.

В театр "Сузір'я" прибыл с визитом булгаковский Воланд -- с недавних пор в особняке-модерн поселился новый спектакль, "Визит господина В.", по главам из романа "Мастер и Маргарита". Его играют студенты и ученики Николая Рушковского во главе с самим руководителем курса.

"РАЗДВОЕНИЕ ИВАНА"

Девушка в черной кожанке и красной революционной косынке у входа робко предложила: "Гражданочка, купите программку!" Поднявшись на пару пролетов вверх по мраморной лестнице, я услыхала истошно-радостное: "Госпожа Тофана! Королева в восхищении!" -- это долговязый наглец Фагот в своем кургузом клетчатом пиджачке уже представлял меня, якобы прибывшую на Бал ста королей. На верхней площадке монументально стоял некто со штофиком водки (Бегемот, что ли?) и потусторонне хохотала рыжая красавица. В гостиной кто-то дремал в кресле под клетчатым пледом. Да, это, без сомнения, булгаковский мир.

Оказалось, что взлохмаченных полуодетых красавиц по гостиным бродит двое. То ли две Геллы, то ли две Маргариты... Ребята весь спектакль менялись ролями: Бездомный превращался в Азазелло, Воланд становился Никанором Босым, потом Бегемотом, а Фауст (начиналось действо пушкинской сценой из "Фауста") оборачивался Воландом -- почему-то очень нервным и крикливым, как злой пионервожатый. Что поделаешь, несмотря на многолетние легенды о том, что на курсе Николая Рушковского в киевском театральном институте учат благородным манерам, -- видимо, есть вещи, которым не обучишь. Есть еще "порода".

"НО БЕРЛИОЗ, ПОВТОРЯЮ, МЕНЯ УДИВЛЯЕТ..."

Конечно, не вина студентов, что "причудливо тасуется колода" и не всем выпадает королевская карта. А что позволяют себе присовокуплять к булгаковскому тексту ругательства -- так ведь импровизация, итить ее. Но... Андрей Саминин, играющий Мастера, выпускник предыдущего курса Рушковского, известный как исключительно интеллигентный, тонкий, поэтичный молодой человек! Когда этот Мастер в разговоре с Иванушкой сказал, что "квартира у него была..." и одними губами, но очень четко изобразил матерный эпитет, долженствующий означать ее огромные размеры, -- я решила, что мне померещилось. Хотя и сидела в полуметре от артистов (так уж устроено все в театре "Сузір'я", что никакая осечка непозволительна, любая деталь на виду: и эпитеты, и крестики на актерских грудях...). Когда же Мастер стал отпускать сальные шуточки, хохотать и пить на брудершафт с Бегемотом, я поняла: это -- трактовка. Но когда он заорал на Воланда, это уже была не трактовка. Это был абзац. И импровизация такая называется отсебятиной.

ОКОНЧАНИЕ "ТЕАТРАЛЬНОГО РОМАНА"

Несколько лет назад в Театре на Подоле шел "Театральный роман". На моей памяти это был чуть ли не единственный адекватный спектакль по произведению Михаила Афанасьевича Булгакова. Режиссером был Сергей Маслобойщиков, а играли (внимание!) Николай Рушковский и Александр Крыжановский. "Внимание!" -- поскольку дипломный спектакль "Визит господина В." поставил для выпускников их педагог -- Александр Крыжановский. Сам Рушковский сыграл Понтия Пилата.

Надо сказать, что драматургия "Визита господина В." выстроена просто здорово. Даже удивительно, что режиссеру и артистам удалось перенести столь хрупкую многоярусную постройку романа в театральное пространство, не потеряв многогранного блеска произведения. Многие артисты хороши. Фагот (Влад Мамчур) -- просто великолепен. Жаль, по той симпатичной программке, которую продавала девушка-"комсомолка" у входа, нельзя идентифицировать всех. Очень хотелось бы знать будущих героев сцены не только в лицо, но и по именам.