1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №159 (162) за 20.08.98

"Я УЖЕ КОШКА, КОТОРАЯ ГУЛЯЕТ САМА ПО СЕБЕ"

...Увидев ее на одном из мероприятий артековского кинофестиваля, я просто "выпала в осадок": породистое, худощавое лицо, ярко-бирюзовая косынка на голове, немыслимые кольца, привезенные из Мексики, Индии и еще откуда-то -- одному Богу известно, где она только ни побывала.

Проработав в ТАСС более 30 лет, Галина Кмит стала лучшим фотографом страны, у нее было множество персональных выставок (от "Мужчин в моей жизни" и "Моих соперниц" на ушах стояла вся Москва).

Это о ней в 60-е пели на журналистских капустниках: "Папа мой одессит -- Кмит! Кто весьма знаменит? -- Кмит! Никогда не смолчит -- Кмит! Кем Сурков был добыт? -- Кмит! Симонов был убит -- Кмит!"

Но это еще не все. Галина Кмит была замужем за Леонидом Кмитом ("Чапаев", "Ко мне, Мухтар!", "Хозяин тайги"), Николаем Гриценко ("Два капитана", "Хождение по мукам", "Анна Каренина", "Семнадцать мгновений весны") -- актерами, которых обожали все. Если эта женщина появляется на артистической тусовке, то собранию автоматически присваивается знак качества.

ТАЛАНТ В АПТЕКЕ НЕ КУПИШЬ

-- Галина Васильевна, в последнее время и российская, и украинская пресса пестрит плохими, дилетантскими снимками. Создается впечатление, что фото становится механическим приложением к тексту...

-- Сейчас этим часто занимаются малопрофессиональные люди. "Видеть" кадр научить нельзя. В аптеке это не купишь. Почему в кино бывают плохие и хорошие операторы при одинаковой технике? Просто один видит, а другой -- нет.

-- Знаю, что начинали вы не с фотографии, а как пишущий журналист...

-- Я шестидесятница. Начинала действительно как пишущий журналист в "Московском комсомольце". В один прекрасный день мне понадобились деньги и, соответственно, договор с издательством. И один очень известный журналист сказал мне: "Ах, Галя, если бы вы умели снимать..." Это решило мою судьбу в пять минут. Мы купили старый фотоаппарат, и поскольку я была хорошо знакома с Мишей Козаковым, то сняла его в роли Гамлета, а фото напечатали в "Огоньке". Снимок заметили, и начальник отдела печати Совинформбюро Анатолий Финогенов искал меня из-за этой фотографии по всей Москве. Потом оказалось, что мы жили в одном доме, на одном этаже. После этого меня пригласили сотрудничать. Так все и началось. Потом Совинформбюро стало АПН, теперь это РИА "Новости", а я до сих пор работаю.

-- Как сегодня оплачивается этот труд?

-- По-разному. В зависимости от издания и класса фотографа. Мой слайд стоит от $50 и выше. Но при этом вы прекрасно знаете, сколько стоит профессиональная аппаратура и качественная пленка. Любой прибамбас на таком (показывает) аппарате -- это не десятки, а сотни долларов.

-- А писать перестали?

-- Практически сразу. Нет, иногда делаю обзорные материалы после командировок (поскольку я пишущая, то корреспондента со мной не посылают), но с большой неохотой.

-- Вот вы говорите, что вы шестидесятница, а это поколение знаменитостей. С какими людьми в те годы общались?

-- О-о-о! У вас кассеты не хватит, чтобы записать все фамилии! Кого хотите назовите -- с тем и общалась. В Архангельске, куда забросила меня судьба и где закончилось мое детство, встречалась с Вениамином Кавериным, Юрием Германом. С Лешкой Германом (ныне известный режиссер -- автор фильмов "Мой друг Иван Лапшин", "Проверка на дорогах". -- Н.В.) ходили в одну столовую. Жили мы в театре за кулисами. Однажды, когда у нас в гостях был Лев Кассиль, упала бомба, но не разорвалась, и он написал: "Упал фугас -- и не фигас!" А Каверин подарил мне тагебух с надписью: "В мире печали, в мире разлук был ей подарен тагебух. С тех пор прошло 15 лет -- ни слова в тагебухе нет..."

Много общалась с "Современником". Потом отошла, но с Галей Волчек до сих пор в хороших отношениях. Всегда была дружна с Юрием Любимовым и актерами Театра на Таганке. Вернувшись из-за границы, он подписал мне буклет: "Романтику Гале -- от романтика Юры". Когда у меня был роман с Кмитом, у него был роман с Лялей Измайловой. Была такая очень красивая актриса в Театре им. Вахтангова. Теперь мы друг другу это припоминаем.

-- С Высоцким приходилось встречаться?

-- А как же! Он был явлением, и это было понятно с самого начала. Однако очень сумбурный человек. Я бывала в гостях у Левы Кочеряна, с которым он дружил. По-разному случалось: тут все хорошо, а в следующее мгновение -- скандал и гитара об пол (смеется), короче, все по плану. Но это личность. Я сейчас часто вспоминаю эти встречи и понимаю, что такого, как он, нет и больше не будет.

-- Судя по всему, вы были "девушкой с характером"...

-- О, да. Я была еще маленькая, но уже точно знала, что нужно "идти в Москву". И пошла, представьте себе! Почти как Ломоносов. Воспользовалась поводом (по-моему, нужно было отвезти какие-то картины) и уехала.

ЕВТУШЕНКО БРЕШЕТ, НО ТОЛЬКО НАПОЛОВИНУ

-- О поколении шестидесятников сейчас отзываются с иронией: дескать, вроде бы боролись за гуманистические идеалы, но жили довольно сыто, и ни одна правительственная награда их не обошла. Согласны?

-- Никогда не соглашусь. Неужели Визбор, Окуджава и другие ничего не сделали для этой страны?! Были, в конце концов, такие люди, как Марченко, который погиб в тюрьме. И эта несчастная его жена... На что она положила жизнь? Надо иметь мужество, чтобы выйти с плакатами на площадь. Я бы, наверное, не смогла. Но преклоняюсь перед людьми, которые выходили на Красную площадь, зная, что их заметут немедленно. Евтушенко в книгах об этих временах наполовину брешет. Но хорошо брешет. Хороший мужик, талантливый, однако приврать мастак. Начинал он, кстати, тоже в литературном объединении "Московского комсомольца", которым я руководила в те годы...