1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №102 (357) за 05.06.99

"НА БОЛЬШУЮ ВОДУ Я ВЫШЕЛ ИЗ ВОДОХРАНИЛИЩА"

Поначалу я даже засомневалась, с тем ли человеком беседую -- известным яхтсменом, неоднократным чемпионом мира и Европы Сергеем Пичугиным. Ни тебе о результатах, ни тем более о романтичности похода под парусом.


-- Пока интеллектуальный потенциал нашей страны работал на военную индустрию и ракетостроение, -- начал разговор Сергей, -- в развитых странах он направлялся в иное русло: в разработку легчайших и прочнейших материалов и внедрение технологий в науку, технику, медицину, самолетостроение. В парусный спорт тоже. Водные просторы бороздят яхты новейших конструкций, напичканные электроникой и датчиками, стоимостью под сорок миллионов долларов. Если такая яхта побеждает на престижных соревнованиях, то и технология страны-изготовителя считается передовой. Самыми авторитетными в этом плане признаны матч-рейсы Кубка Америки с огромным призовым фондом. Но чтобы туда попасть, страна должна дать официальную заявку, уплатить 200 тысяч долларов взноса, построить яхту, подготовить экипаж.

-- У нас такое возможно?

-- Возможно. При наличии денег у нас все возможно. Но должна быть правительственная программа финансирования. Без помощи государства туда нечего соваться.

-- Но в олимпийских видах мы-то не последние.

-- Не последние -- первые. Руслана Таран, Евгений Браславец на ведущих позициях в классе "470", Юрий Токовой силен в "Финне", Родион Лука в "49-er". Мне удается выигрывать в "Солинге". Но для любого яхтсмена все-таки мечта номер один -- Кубок Америки. И нам обидно, что не можем доказать, что ничуть не уступаем в своих технологиях и коль побеждаем в олимпийских видах, можем побороться и в матч-рейсах.

-- А кстати, в каких гонках вы побеждали?

-- Наш экипаж был признан лучшим в Европе в 1997 году, выиграл Кубок мира, два европейских чемпионата.

-- Наверное, он заслуживает, чтобы о нем рассказали...

-- Складывается так, что вся слава достается капитану яхты, его имя на слуху. Он -- мыслительный центр, его рулевой и в прямом, и в переносном смысле. Но самый сильный, самый опытный рулевой -- ничто без слаженного коллектива, понимающего с полуслова. У меня это средний шкотовый Володя Коротков (кстати, "боевой вес" -- 120 кг) и боковой шкотовый Сергей Тимохов.

С Володей (он из Днепропетровска) мы вместе с 1988-го. Севастополец Сергей в экипаже всего год. С Володей долго присматривались к нему. Можно сказать, Сергей для нас -- находка. Уже с нами стал чемпионом Европы и призером мирового первенства. Но что не менее важно -- его успехи не остались незамеченными руководством Севастополя. Город помогает и ему, и всему нашему экипажу. Чего не скажешь о Днепропетровске. У Короткова до сих пор квартиры нет.

-- В Киеве жилищные проблемы решаются быстрее, чем в Днепропетровске?

-- У меня сложная ситуация. При разводе с первой женой решением суда я признан "утратившим право на жилплощадь". С нынешней женой Леной живем в маленькой квартире впятером с ее родственниками. Вот ждем рождения ребенка. Надеюсь, горадминистрация поможет. Пока никто из спортсменов-киевлян не обижен.

А если вы имеете в виду финансирование, то я попал в сильную коммерческую структуру -- компанию "ИСА". К тому же ее президент Олег Андрейчев занимался парусом. Он великолепный организатор, бизнесмен и хороший тренер. Под экипаж создана специальная программа. За три года на нас затрачено более 160 тысяч долларов. Такую сумму не смог бы потянуть ни один Госкомспорт.

-- Наслышана, что вы занимаетесь подготовкой молодых спортсменов?

-- Да, уже пять мастеров спорта международного класса на "боевом счету". Я беру парня в лодку, накатываю в гонках, учу, тренирую, и через полгода он выполняет мастера спорта. А если толковый, и на "международника" выходит.

-- Закончите выступать -- и станете тренером?

-- Если ты в хорошей форме, яхтсменом можешь быть долго. Думаю заниматься спортом, тренерской работой и бизнесом в этой области. Сейчас серьезно занялся наукой, создал новую, более качественную модель парусов в классе "Солинг". Лучшие яхтсмены мира перешли на них. Это мое ноу-хау. И дальше буду работать в этом направлении. Есть много задумок.

-- Внедрять разработки в жизнь, наверное, не так просто?

-- Конечно, но я не один. Компанией "ИСА" разработана программа "Золото Сиднея-2000". Ведь сейчас для победы недостаточно наращивать скорость, нужно модернизировать судно. Своим техническим оснащением, модерном, электронным оборудованием соперники пытаются согнать нас с насиженных первых мест.

-- Считается, что страны, не имеющие больших водных акваторий, не могут первенствовать в парусном спорте. Но сами-то вы выросли на Киевском водохранилище.

-- Хороший вопрос. Меня часто спрашивают: откуда, мол, где тренировался? Отвечаю: на Киевском водохранилище. Тут же следует: что такое водохранилище? Рассказываю, как заливались поля и огороды днепровской водой. В ответ слышу: "Вы что, по полям и огородам на яхте ходите?". Они никогда не смогут нас понять. Да, мы можем жить под Чернобылем -- и выигрывать чемпионаты мира, успешно готовиться к Олимпиадам, потому что мы из другого теста, заквашенного на той советской системе, которая предусматривает 22 дня сборов в месяц для профессиональных спортсменов. Все сильнейшие наши яхтсмены -- выходцы из той системы. Нынешние молодые спортсмены не лезут далеко в дебри, они просто используют достижения науки и техники и таким образом наращивают скорость. А сняв пенку, быстро исчезают.

-- Поэтому вы 24 часа в сутки думаете о яхте?

-- Именно поэтому. Парусный спорт учит мыслить, анализировать, заставляет мозги работать в любой ситуации. Я прочитал, что ведущие теннисисты не стучат часами мячиком об стенку. Им достаточно просмотреть видеоматериал и по нему строить тактику предстоящей игры. То же самое в парусе.

-- Кстати, о парусе. Слышала, у нас уже есть предприятие, изготавливающее паруса достаточно высокого качества. В Сиднее будете под ними гоняться?

-- К сожалению, нет. Пока наш парус не уровня Олимпиад. Все, что касается олимпийской программы, делает американская фирма, с которой я сотрудничаю. Четко знаю, что мне нужно для динамики, необходимой для австралийских гонок, и "под меня" создаются паруса.

-- Чувствуете себя ветераном спорта?

-- Ветеран тот, кто лежит на диване. А мне столько еще нужно успеть сделать (смеется).