1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №101 (356) за 04.06.99

КАК НАЙТИ "ПРАВИЛЬНЫЕ" АККОРДЫ?

"Разговоры разговаривают" в украинском эфире сплошь и рядом. Все убеждены, что личные размышления -- дело далеко не интимное и преступление -- похоронить на кухне собственные рассуждения о "гипнозе мироздания".


Виктор Андриенко
В ход идет любой материал, предметом беседы может быть что угодно. Одна из последних программ "Окно в мистику" (НТУ, 7 канал) -- разговор об искусстве с отцом "долгоносиков" Виктором Андриенко. Конечно, лучше не задаваться вопросом, какое отношение к мистике имеет остроумный Виктор и его герои. Потому что никакого. Но так, как авторам программы хотелось придать творчеству Андриенко мистический оттенок, то и втискивали этот разговор в рубрики "мистика и реальность", "мистическая закуска" и прочее. Надо сказать, что беседа действительно строилась по принципу "сам не понял, что сказал". Ну, например, на вопрос ведущей Анны Щербовой "Как вам удается создавать такое навороченное?", "долгоносик" изрекает следующее: "Творческий человек не старается быть удобным толпе... Почему нас не признали в России? Украина -- ментальная страна, тут про нас думают:"О, дурные!", а в России говорят:"Это мы такие?".

О, великий и могучий русский язык! Пытают тебя свинцом и оловом. Дальше -- больше. Вопрос: "Почему именно длинные носы?" Ответ: "Для людей, которые конкретны в интеллектуальном плане, это понятно". Не знаю, может автор этих строк и не очень конкретен в этом самом плане, но я все равно не понимаю, что хочет выяснить ведущая, когда спрашивает у коллеги, как он вживается "в такое понятие в мистическом плане, как образ". От такого "потока сознания" у зрителя с 10-классным образованием может поехать крыша. Андриенко все время уточняет, что его творчество не понимают люди, отравленные "соцреализмом". Слово это звучит в эфире через каждые пять минут: как же бедный парень натерпелся от этого "соцреализма", если говорит о нем без остановки! Не лучше ли, право, "уехать в Богему", как героиня рассказа О.Генри?

... В этот же день на НТВ -- "Антропология" с Дмитрием Дибровым: в абсолютно пустом ("белом") пространстве сидят два человека (Дибров и Макаревич). Повод для встречи -- Андрей много лет собирает музыкальные инструменты, на которых играют этническую музыку -- индийские, русские, венгерские... Идет неспешный разговор о музыке, о жизни, о поколении, -- минимум "телевизионных средств", без натужных понтов и игры в непосредственность, но оторваться от экрана нельзя. Никаких "ресторанных" декораций, никаких рубрик, заставок и отбивок -- только откуда-то сверху раздаются телефонные звонки: зрители спрашивают о чем-то бесконечно родном, простом, грустном. Андрей Макаревич процитировал:"Когда у группы "Секс пистолз" спросили, почему у них все песни построены на двух аккордах, они сказали: "Зато это правильные аккорды". Я вообще считаю, что необязательно все краски на холст вываливать: чем их меньше -- тем лучше художник".

Автора этих строк уже как-то обвиняли в "пророссийских настроениях". Не хочу оправдываться, но так получилось, что наши самые близкие соседи по телеэкрану -- россияне, и если бы "Антропология" была передачей узбекского или молдавского телевидения, она была бы все равно образцом того, как это надо делать -- искать те самые "правильные аккорды", когда речь идет о камерных ток-шоу. А пока -- "я устал от вас, братцы: сто идей, сто затей каждый день, каждый час..." И все без толку.