Выпуск газеты Сегодня №136 (391) за 24.07.99
СВЯЩЕННОЕ МИРО ИМЕЕТ МНОГО РЕЦЕПТОВ
Между тем, в Ветхом Завете дан даже рецепт "деревянного масла" миро. " И сказал Господь: "Возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот сиклей (сикль -- 13 граммов), корицы благовонной двести пятьдесят сиклей, тростника благовонного двести пятьдесят сиклей. Касии пятьсот сиклей и масла оливкового гин (гин -- мера объема чуть больше двух литров)". Сегодня уже нужно хорошо порыться в книгах, чтобы узнать, о каких растениях говорится в Библии. Например, самотечная смирна -- это смола тернистого кустарника, капли которой выступали на стволе.
Смирна (ее еще называли мирра) ценилась своим необыкновенным тонким и легким запахом. Она входила в состав мира для помазания священников, окуривания, бальзамирования тел и врачевания. Среди даров, которые принесли волхвы младенцу Иисусу, была и смирна. А знаменитый фарисей Никодим дал 100 фунтов смирны с алоэ для помазания тела Христа после его смерти.
Корица благовонная -- это душистая ароматическая кора, которую снимали с разных деревьев породы лавровых, а касия -- самая тонкая ароматная кора на ветвях особого вида лавра. "Все одежды твои, как смирна, алоэ и касия!" -- восклицает автор четвертого псалма, обращаясь к царю Соломону. Это означает, что ими пропитывали одежды правителей.
А вот тростник благовонный -- растение редкостное сейчас, если не вымершее. Рос он в Аравии и Индии. Его обменивали на самые изысканные изделия из золота и серебра.
Если внимательно читать Библию, можно узнать и тогдашнюю цену мира. Так, когда Христос был в Вифании, в доме прокаженного Симона, к нему подошла женщина с алавастровым сосудом миро. (В те времена алавастровый сосуд был как бы стандартной мерой объема -- что-то около полутора литров). Она разбила сосуд и вылила миро на голову Христу. "Некоторые вознегодовали и говорили между собою: зачем такая трата миро? Ибо можно было продать его более чем за триста динариев". На то время -- баснословная сумма.
У славян росли другие деревья и, следовательно, рецепт миро был другим. Единственное, что объединяет все рецепты, это основа миро -- пахучие источения деревьев. Владимир Даль говорит о миро, как об ароматическом деревянном масле или душистом маслянистом веществе с красным вином и благовониями. Но в любом случае это вещество должно истекать из живого растения. А вот истечение мира из сухого черепа и других костей святых -- явление необычное и немного мистическое. Возможно, поэтому информации о нем практически нет. Ни в древних книгах, ни в трудах современных ученых.