1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №125 (128) за 03.07.98

ХОЧЕТ ЛИ НАРОД БАЛАНДЫ?

Самое большое впечатление последнего времени не телевизионное, а газетное -- статья Сергея Мостовщикова "Проблемы российского печатного слова" ("Заметки о том, какие все вокруг дураки, а я один здесь умный"). На самом деле проблемы, о которых пишет журналист, касаются не только печатного слова, но и телерадиоэфира, потому как все мы "скованы одной цепью, связаны одной целью".

Включаю телевизор. РТР показывает ужасающие кадры: молодые (да и не только) люди не могут припомнить, кто такие Бортник, Золотухин, Жженов, Козлов. И Георгий Жженов, не понаслышке знающий лагеря, с горечью размышляет: "Об одном... жалею, что не узнаю, чем это... кончится". На месте многоточия -- писк в эфире. А знаменитый джазмен, кумир шестидесятников Алексей Козлов говорит страшную правду, которая уже никому не кажется страшной: "Зрителя приучили жить в комнате с кафелем, а не с картинами. Публику сделали зеками, которым выдают баланду. И она настолько привыкла к ней, что красной икры ей уже не надо". Мостовщиков уверяет: "Ну не может все население состоять из идиотов. Не может каждый человек постоянно думать о правительстве, убийствах и Синди Кроуфорд, у него от этого будет псориаз".

Наверное, теоретически это правильно. Но нас уверяют, что население с удовольствием поглощает жвачку из попсы, новостей и бесконечных сериалов, ругать которые не решаются даже критики. Они задумчиво покачивают умными головами и рассуждают о тяжелой и незавидной доле современного человека, испытывающего непреодолимую тягу к бредовым историям о Луисах и Мариях. Детям для укрепления психики и здорового сна можно показать диснеевский мультик "Бельчонок в психушке" с недетскими словечками и сюжетом, от которого и взрослому впору в психушку попасть.

"Рейтинги" -- любимое слово творцов телевизионной культуры, конечно, лучше знающих, чем осчастливить телезрителя. В их дома можно до бесконечности сбрасывать телемакулатуру: ток-шоу (где перманентно передают приветы никому не известным женам и родителям и темпераментно доказывают, что секс у нас таки есть), безумные викторины (если кто еще не знает, как стать звездой), клипы, в которых парни с бритыми затылками дурными голосами поют полублатные песни про то, как они любили девушек и у них из-за этого вышли неприятности.

Телеруководители объясняют все это "новыми экономическими условиями" и необходимостью потрафить рекламодателям. Но есть подозрение, господа, что дело в другом: готовить баланду дешевле, чем добывать красную икру. Дешевле и легче. Для этого не нужен особый профессионализм. Достаточно иметь немножко наглости и некоторого презрения к этому самому "населению".

...А зайца действительно можно научить курить. Но петь в опере он все равно не сможет.