1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №13 (268) за 23.01.99

НЕПОПУЛЯРНОЕ РЕШЕНИЕ О РАСФОРМИРОВАНИИ ТРАНСПОРТНЫХ ПРОКУРАТУР ОПРАВДАНО ЕГО ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬЮ

С вынесенного в заголовок тезиса, собственно, и началась наша вчерашняя беседа с Генеральным прокурором Украины. Михаил Потебенько моментально отреагировал на одну из последних публикаций, где акт ликвидации транспортных (с правами областных) прокуратур был подвергнут некоторым журналистским сомнениям.

-- Михаил Алексеевич, чем все-таки было вызвано сокращение? Сколько органы транспортной (приравненной к областной) прокуратуры просуществовали и для чего, если не секрет, создавались?

-- Они образовались в 80-х годах, еще во время Союза. Создали их на уровне районных, которые подчинялись прокурору области, и это было оправдано. Затем возникла идея создания транспортных прокуратур на уровне областных. Еще тогда было понятно, что это неправильно...

-- Почему?

-- Да потому, что слишком велики были расстояния управления, на качестве работы и конечных результатах сказывались большая оторванность и, в связи с этим, отсутствие взаимодействия с органами исполнительной власти, да и с областными прокурорами тоже. Все вместе взятое никоим образом не способствовало повышению эффективности борьбы с преступностью, наведению порядка, укреплению законности на транспорте. Взять Южно-Украинскую (на базе Одесской областной) транспортную прокуратуру -- ее власть распространялась даже на Черкасскую область. Власть Центрально-Украинской, расположенной, как вы знаете, в Киеве, -- на Сумскую, Хмельницкую... Эти прокуроры добирались туда железнодорожным транспортом, были бесплатные билеты, и они туда ехали по 12-14 часов... Но ведь происшествия и преступления происходят вне зависимости от расписания движения поездов, а ко времени приезда группы, случалось, или следы утеряны, или на месте уже работали представители облпрокуратуры.

-- То есть работники транспортной как бы опаздывали?

-- Да не то слово! Будучи еще прокурором Херсонской области, сам не раз в этом убеждался. Однажды ранним утром затонул катер, я выехал на место происшествия и вместе со следственным аппаратом практически по свежим следам расследовал это дело. А транспортный прокурор никак не мог выехать из Одессы, и пока под самый вечер соизволил наконец прибыть, все уже было готово. Ему оставалось только взять это дело и убыть восвояси. Нужна ли, и если нужна, то кому и такая, с позволения сказать, оперативность, и такая поворотливость?.. В плане общего надзора тоже есть вопросы. Областные прокуроры гораздо информированнее, у них здесь система отлажена... Да и в организации контроля и проверки исполнения, оказания практической помощи структура транспортных прокуратур себя не оправдывала...

-- Хорошо, но ведь в свое время вам самому пришлось работать в Центрально-Украинской транспортной прокуратуре.

-- Вы правы. Я работал заместителем ее руководителя и хочу со всей ответственностью сказать, что многие сотрудники были загружены лишь на половину своих возможностей, многие просто имитировали бурную деятельность, откровенно бездельничали. Об этом знали все областные прокуроры, знал Генеральный... Проблема, как говорят, назрела еще при Григории Ворсинове, потом не единожды поднималась при Олеге Литваке... Поэтому мы, серьезно проанализировав сложившуюся ситуацию, пришли к выводу, что эта административная надстройка на уровне областей совершенно не нужна, и приняли абсолютно резонное, всесторонне обоснованное решение, о котором вы уже знаете. Его, кстати, стопроцентно поддержали на местах.

-- Неужто стопроцентно?! И недовольных нет?

-- Если хотите, мы, помимо прочего, избавили транспортные прокуратуры от зависимости. Они ведь, как ни крути, независимыми были только на словах. Доходило до того, что руководители Минтранса или департамента считали их своей вотчиной, рассылали телеграммы с требованием явиться на совещание, где давали прямые указания, чем и как заниматься, и это -- представьте -- надзирающему органу!.. С таким положением мы никак не могли мириться. Поэтому и ликвидировали эту надстройку, подчинив транспортную прокуратуру на уровне районов областным прокурорам, определив их деятельность на конкретных участках в пределах области... А насчет ста процентов поддержки, так я заявляю, что это было не единоличное решение Потебенько, а мнение коллегии, областных прокуроров. И даже там, где ликвидация уже произошла, люди согласны, что решение было правильным и разумным... Недовольными же остались те, кому не хотелось расставаться с теплым, насиженным местом, высокой должностью...

-- Вы говорили о зависимости транспортных прокуроров от железнодорожных чиновников. Следуя такой логике, Министерству внутренних дел, видимо, тоже предстоит сокращение или реформирование своих управлений на транспорте?

-- Мне не хотелось бы вторгаться в деятельность другого правоохранительного ведомства, у которого, кстати, несколько иные функции, нежели у органов прокуратуры. Это прерогатива министра внутренних дел, ему и решать.

-- Согласен... Возвращаясь к началу нашего разговора, не могу не спросить и следующее -- в результате сокращения транспортных прокуратур не остался ли кто-то за бортом?

-- За бортом -- нет. От бездельников, конечно, избавились, а трудоспособных, знающих свое дело и преданных ему людей передали на места, в районы. Мы должны обеспечить прокуроров такой штатной численностью, которая бы давала возможность добиться максимальных результатов, тогда с него и спросить можно... Реформирование, о котором мы с вами вели разговор, задумано не ради реформирования, я прошу это особо подчеркнуть, а для повышения эффективности работы, улучшения использования кадрового потенциала в низах, в районных звеньях. Решения приняты болезненные, непопулярные, как принято говорить, но давно назревшие. Через полгода вы убедитесь, насколько они были оправданы.