1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №163 (418) за 03.09.99

"Я И ИНИН ДОКАЗАЛИ, ЧТО НЕ ТАКИЕ УЖ МЫ СТАРПЕРЫ"

Одной из кинопремьер показа "Эхо московского кинофестиваля" (организатор -- Международная корпорация "Фильммаркет"), которая прошла недавно в концертном зале "Украина", была комедия Александра Полынникова "Тонкая штучка". Он приехал на премьеру вместе со сценаристом картины и давним другом Аркадием Ининым.

Предварить это интервью известного оператора ("Дерзость", "Городской романс", "Д'Артаньян и три мушкетера", "Приключения Электроника" и др.) и режиссера ("Берегите женщин", "Обнаженная в шляпе", "Идеальная пара", "Страсти по Анжелике", "Клюква в сахаре" и др.) мне бы хотелось цитатой из одного интервью Александры Захаровой (которая, между прочим, сыграла в "Тонкой штучке" главную роль): "Больше всего я ценю в мужчине остроумие и несерьезное отношение к себе".

И Полынников, и Инин серьезно относятся к делу, к себе -- примерно так, как нравится нам -- женщинам. Перед началом интервью Инин сказал: "Ладно, уйду -- не буду вам мешать". И уселся в кресло напротив. Естественно, избежать его участия в этом разговоре было невозможно.

"НЕ ХОТЕЛОСЬ БЫТЬ ДЕВКОЙ НА ВЫДАНЬЕ"

-- Александр Николаевич, вы много лет проработали на Одесской киностудии оператором. Затем -- в Москве. А потом занялись режиссурой. Жизнь вынудила?


-- Это началось гораздо раньше. Я ведь во ВГИК поступал сначала на режиссуру. И все не получалось. С горя поступил на операторский. И на Одесской киностудии много лет снимал как оператор. Помните, "Городской романс" Петра Тодоровского? По-моему, нестыдная картина. Так же, как и "Три мушкетера", "Приключения Электроника". А почему все-таки возникла режиссура? Никогда не думали почему артисты становятся режиссерами?

-- Никому не хочется быть "девкой на выданье". А кроме того, мечты о "глобальных свершениях"...

-- Скорее всего "никому не хочется быть "девкой на выданье". А оператор, так же как и артист, невеста: он не решает, выбирают его -- предлагают снимать картину или не предлагают. Когда работаешь с хорошим режиссером -- вроде ничего. А когда с непрофессионалом -- все раздражает, начинаешь "встревать". А потом... Я ведь, когда еще в Одессе работал кинооператором, начал снимать на Одесском ТВ -- рекламу и набил руку в монтаже, других вещах... И еще, человеку всегда хочется поделиться своими ощущениями мира, а режиссеру это сделать легче. У меня ощущения мира ярко окрашены иронией. Поэтому и "Тонкая штучка" -- комедия.

-- Александр Николаевич, но ведь "Тонкая штучка" -- явно коммерческое кино, в котором "ощущением мира" особо не поделишься.

-- Конечно, коммерческое. А я всегда делал коммерческое кино: и "Приморский бульвар", и "Берегите женщин". Но это всегда комедии -- мне близок этот жанр. Однажды я сделал боевик ("День любви"). Так его положили на год на полку -- рядом с "Астеническим синдромом" Киры Муратовой. После этого я сделал для себя выводы.

-- В вашей последней картине играли Александра Захарова, Дмитрий Певцов, Игорь Бочкин, Никита Джигурда, и даже Илья Олейников из "Городка". Многие из них в картине, мягко говоря, и "совсем не Ермоловы", а некоторые -- и "вовсе не Ермоловы". По какому принципу вы собирали эту актерскую команду?

-- Хм... да. Я собирал их по принципу... Наташа, это было желание заказчика -- тех людей, которые дали деньги на картину. Я предлагал других актеров.

"СНАЧАЛА НА НАС СМОТРЕЛИ КАК НА СТАРИКОВ И СОЦРЕАЛИСТОВ"

-- Недавно Михаил Туманишвили жаловался мне, что при съемках его последней картины "Юкка" заказчики серьезно доставали его по ходу монтажа, продолжительности видеоварианта и т.д. Ваши тоже вели себя "сложно"?

(Полынников и Инин -- в один голос.) -- Так у нас одни и те же заказчики!

-- И?!

-- Вначале было. Когда мы с Ининым пришли на первую встречу, на нас посмотрели как на стариков, соцреалистов...

-- Ну, Инин у нас вообще махровый соцреалист...

(Инин -- из кресла: "Наталья, прекрати!", Полынников -- из другого кресла: "Правда -- она всегда глаза колет". -- Авт.)

-- (Хохочет.) ...Да они вообще сначала не узнали Инина и только когда он им подписал свою книжку, они сказали "Ух, ты!".

-- Это потому, что они думают, что Чайковский пишет музыку для их мобильных телефонов.

-- Да, вначале они к нам отнеслись несерьезно...

-- Но благодаря обаянию Аркадия Яковлевича ( Инин -- радостно: "А оно у меня есть". -- Авт.) вы его героически преодолели. Но ради справедливости, заметим, что сценарий написан человеком, который плохо знает криминальный мир. Не возникало в связи с этим желания все довести до абсурда и сделать крутую пародию?

-- Было. Но не хватало денег на это. Мы и так пытались в каждой сцене "сбить" детективный жанр.

-- А сколько стоит картина?

-- Я точно не знаю.

-- Александр Николаевич!

-- Когда мы начинали картину, я подписал смету на 180 тысяч долларов. А потом, когда они посмотрели первый материал и им понравилось, расходы стали больше. То есть мы с Ининым доказали, что мы не такие уж старперы... (Инин, молодцевато прохаживаясь по гримерке : "Это ты доказал. Меня старпером никто и не считал".) После этого нам дали деньги на трюки.

"КРИТИКИ ВСЕГДА СЧИТАЛИ МЕНЯ ЭРОТОМАНОМ"

-- Вас не смущает, что в силу сегодняшней прокатной и финансовой ситуации в кинематографе, вы будете обречены снимать только такие картины -- для "заказчиков"?

-- Абсолютно не смущает. Да, я понимаю, что есть и другое кино...

-- На Московском кинофестивале критики "шпыняли" за картину?

-- А как же! Мне не привыкать. Раньше, когда я снимал эротические комедии, меня называли "эротоманом". Критики говорили: "Кино Полынникова? Ага, понятно!". Да еще и жена у меня молодая -- 29 лет... Тоже разговоры...

-- (Тупо.) Зачем вам такая молодая жена?

-- А мы уже 10 лет живем вместе.

-- Так вы не просто эротоман, вы еще и детей совращали в свое время.

(Инин оживляется: "Первым этого ребенка совратил Инин -- я ее раздел в фильме "Танцплощадка". А потом уже ее раздевал Полынников".)

-- Наличие молодой жены помогает в творчестве мужчине за пятьдесят?

-- Конечно, это помогает держать себя и в физической форме,.. (Инин: "...и в
материальной". -- Авт.) а так,.. что мне надо... (Инин:" С Ининым бутылку взять да и ...")

-- (Строго.) И, видимо, чего-нибудь подешевле... Будете ли в ближайшее время снимать новую картину?

-- Подсчитано, что сегодня можно вернуть (учитывая ТВ и видеокассеты) 120 тысяч за картину. Значит, снимать нужно за 100. Сценариев таких нет. А делать хуже, чем делал раньше -- не хочется: это значит, вколотить себе, как режиссеру, последний гвоздь в гроб.

МАЖОРНОЕ ПОСЛЕСЛОВИЕ

-- Александр Николаевич, чего хотелось бы еще от жизни для себя лично? Ну, кроме того, чтобы снимать коммерческое кино и зарабатывать деньги для молодой жены?

-- Хочу домик в Ялте... Знаете, я ведь человек без тусовочных и фестивальных амбиций. Это все преходяще. И еще моя мечта -- уйти из жизни без следа. Вот никак не могу придумать как сделать, чтобы меня не хоронили, не таскали гроб и памятников не ставили.

-- Есть много способов. Можно войти в воду -- и не выйти...

-- Так всплыву же!

-- А вы попросите у друга Инина -- он привяжет камень потяжелей.

-- (Инин ласково улыбается: "Можно раствориться в ванной с кислотой".-- Авт.) Но, Аркаша, кто-то же должен выдернуть эту штуку! (Инин: "Да перестань, много способов есть! Можно в цемент тебя закатать...". -- Авт.). Вот-вот: они все ищут меня -- а меня нет.

-- (Общий радостный хохот.) Вот на этой оптимистической ноте мы и закончим наше интервью.