1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №135 (138) за 17.07.98

"МИККИ РУРК -- МОЕ ЗАБЛУЖДЕНИЕ"

Впервые мы услышали имя режиссера Юрия Грымова в ролике, зазывающем в его рекламную мастерскую. Запомнилась, по Штирлицу, последняя фраза: "Приходите, не пожалеете". Через некоторое время в прессе замелькала реклама грымовского фильма "Му-му".

ЮРИЙ ГРЫМОВ -- КТО ОН?

Первая запись в его трудовой книжке: "Плотник завода АЗЛК". Дальше -- как в сказке. Плотника заприметил сам Вячеслав, пардон, Слава Зайцев, и пролетарий стал манекенщиком. Вскоре в зайцевской модели проснулся режиссерский талант, и в 1991 году Грымова пригласили в Лас-Вегас -- оформлять международную выставку обуви. В 1993-м он стал творческим директором "Премьер СВ" и проявил недюжинные способности. Чего стоит "ожившая" в заставках РТР русская живопись или участие в предвыборной кампании Ельцина! Сейчас на счету Грымова -- 250 роликов и несколько "Гран-при" международных конкурсов рекламы. Но, по его собственному признанию, "все эти рекламные игрища -- только ради кино".

Грымов производит впечатление несколько американизированного человека. При этом патриотично критикует Голливуд: "Кино -- это ручная работа. Голливуд поставил его на конвейер, и в этом ошибка". Внешне Грымов очень стильный и самоуверенный. Он может спокойно заявить: "Я гений", но при этом "сделать" выражение лица, обезоруживающее собеседника. Как ни странно, Грымов не раздражает. Возможно, такое поведение -- тоже хорошо продуманный рекламный ход. На прошедшем в Одессе "Славянском базаре" его новую картину смог оценить и украинский зритель. Незадолго до этого "Му-му" была удостоена приза "За лучший дебют в Европе".

-- Юрий, правда ли, что Герасима должен был играть Микки Рурк?

-- Когда был написан сценарий "Му-му", встал вопрос о секс-символе -- в хорошем понимании этого слова. Я остановился на Рурке. Но наши переговоры касались только творчества и не дошли до последней стадии. Идея ему понравилась, и он даже согласился на 40%-ю скидку -- его голливудский гонорар в полтора миллиона был нереален. Рурк -- очень сложный и неоднозначный человек. В какой-то момент я понял, что у него ни хрена не получится, и мы расстались. Поверьте, я не пижоню. Любую звезду можно получить за реальные деньги. Рурк -- мое заблуждение.

-- Интересно, а до этого он читал "Му-му"?

-- На удивление, Рурк знал, кто такой Тургенев. Хотя на Западе восприятие русских писателей отличается от нашего. Тургенева хорошо знают во Франции, где у него, в частности, были сексуальные связи. Он дружил и вел переписку с Флобером и Мопассаном. В городе Онфлере, на месте, где Мопассан пять раз пытался свести счеты с жизнью, я поставил Памятник Любви и Одиночеству. Теперь здесь смотрит на океан маленькая собачка с русалочьим хвостом.

-- Как, по вашему, Тургенев -- хороший сценарист?

-- Никакой. Вообще "Му-му" -- не самое лучшее в русской литературе. И это не только мое мнение. Но как-то я поймал себя на мысли: почему не такое уж интересное произведение превратилось в фольклор -- анекдоты, песни? А еще меня заинтересовала клиповая манера "Му-му": "...а вот... прошло три года..." и т.д. Мне захотелось дешифровать его и понять, что стоит за этими многоточиями?

Тургенев описал реальную историю, которая произошла с его матерью. Конечно же, он не мог рассказать о ней все. С Тургеневым трудно было работать. В нашей картине 98 сцен, из них только 18--20 тургеневских. Остальные мы придумали, основываясь на его переписке с друзьями. Я додумывал, что могла бы сделать его матушка. И если бы не было ауры Тургенева, можно было бы в своих фантазиях пойти еще дальше. Так случилось, что рекламная кампания фильма начала жить своей жизнью, исказив реальность. "Фольклор" победил меня -- пошли слухи, что я снял эротику, зоофилию и чуть ли не порнографию, хотя этого в фильме нет.

-- Вы рассчитываете на прокат картины?

-- Конечно же, я надеюсь, что у меня появится свой зритель. И сегодня без ложной скромности могу сказать (считаю, что эра великих скромников в кино должна закончиться): я превзошел "Титаник" по заполняемости залов. Поэтому разговоры о том, что наше кино умирает, сильно преувеличены. Оно не умирает. Просто раньше немножко болело. Я считаю, что сейчас большое значение для кино имеют масс-медиа. Снял что-то Петров, Сидоров -- нужно об этом рассказать. Я не должен платить журналистам за публикации, как они того хотят. Из-за такой позиции прессы складывается впечатление, будто снимают только американцы. Если мы будем немножко умнее, то Россия сможет занять в прокате достойное третье место.

МИХАЛКОВУ Я ВСЕ ВЫСКАЗАЛ

-- Расскажите о своей творческой мастерской?

-- Она успешно действует. В первый год у нас обучалось сто десять человек. А желающих было две тысячи. Вначале образование было семимесячным. Сейчас мы создаем высшие курсы, рассчитанные на пять лет, по типу ВГИКа. Мастер-классы ведут почти все, кто часто бывает в Москве: Хотиненко, Митта, Мотыль. Кстати, уже трудоустроены 6 процентов наших учеников. Некоторые даже получили призы на международных конкурсах. На "Пепси-коле" я занял первое место, а мой ученик -- второе. Я рад, что они пока занимают вторые места, потому что я лучше всех! При этом очень уважительно отношусь к своим коллегам и радуюсь их успехам. Но если мы участвуем в одном конкурсе -- свое зубами оторву! Уверен, что поражение -- самый лучший путь к удаче. Если у вас что-то не получается, вы начинаете действовать.

-- Как вы относитесь к высказыванию Никиты Михалкова о том, что ваши фильмы профессиональные, но холодноватые?

-- А его фильмы профессиональные, но нудные! Что вы удивляетесь? Почему, если я так считаю, не могу высказать свое мнение вслух? Ведь Никита Сергеевич не постеснялся сделать это в печати. Я ему так и сказал: нельзя разбираться с молодым кино через прессу, нельзя хаять Тодоровского, Лебедева, Грымова в средствах массовой информации. Позвони и скажи все!.. Не хочу, чтобы все нынешнее кино делалось а-ля Михалков.