1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №66 (321) за 09.04.99

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В ОПАСНОСТИ

Нарушения прав интеллектуальной собственности карались во все времена. Три-четыре столетия назад за подделку венецианского стекла был четвертован не один мошенник. А ювелира, проставлявшего более высокую пробу на золоте, однажды прибили к позорному столбу за уши. Это делали в странах, где существовали патентные системы. Похоже, в современной Украине эта система может развалиться еще недостроенной.

ЧИНОВНИКОВ СОКРАТИЛИ -- ПРОБЛЕМА... ОБОСТРИЛАСЬ

Всеукраинская ассоциация патентных поверенных, Украинский фонд изобретательской деятельности и Украинская группа Международной ассоциации промышленной собственности обратилась к Президенту Украины, в Верховную Раду и Кабмин с открытым письмом. Его основная мысль: не дайте украсть украинскую интеллектуальную собственность! Может, для кого-то это понятие и виртуальное, но специалисты считают такую возможность слишком реальной.

Что такое мысль -- химера? Отнюдь. Если мысль дельная и на ее основе можно создать лекарство или машину, написать книгу или нарисовать картину, то это твоя, читатель, интеллектуальная собственность. Конечно, в том случае, если ты ее зарегистрировал. Для этого в Украине существовало Государственное патентное ведомство и Государственное агентство по авторским и смежным правам (ГААСП). О том, почему их уже нет и что будет дальше, мы говорим с президентом Всеукраинской ассоциации патентных поверенных Валерием Ризуном.

-- Валерий Фокич, что за катастрофа произошла и почему вы решили выступить с открытым письмом?


-- Принят указ "Об изменениях в системе центральных органов исполнительной власти Украины", которым создается Государственный комитет Украины по вопросам науки и интеллектуальной собственности, а Миннауки, патентное ведомство и ГААСП -- ликвидируются. Причем подчинен Госкомитет будет почему-то Министерству образования.

-- Пока не вижу здесь никакого "криминала", кроме того, что три чиновничьи структуры объединяют в одну.

-- Все дело в том, что соединение "ужа и ежа" -- чиновников от науки, специалистов авторского права и патентоведов -- не даст желаемого эффекта. Одно дело -- координировать направления научной деятельности и совсем другое -- помогать людям охранять их интеллектуальную собственность. Классический пример, который мы привели в своем письме: электрослесарь изобрел простой прибор для измерения твердости криволинейной нешлифованой поверхности металлических изделий. Базовый институт с его штатом десятилетия бился и сделал аналогичный крупногабаритный прибор. Естественно, метрологическими службами будет аттестован институтский. И хотя бедный слесарь "бумажку" получит, но внедрить свое новшество не сможет -- Комитет не подпишет, грубо говоря, "два одинаковых изобретения" на внедрение, так как это деньги госбюджета. И права слесаря как изобретателя превратятся в фикцию. Больше того, пострадают интересы государства в целом -- и без того бедные предприятия не будут иметь возможности купить более дешевый прибор.

-- Но, возможно, у нового ведомства будут разные управления. Для патентоведов -- свое, для ученых -- свое...

-- Если комитет будет работать профессионально, его управления рано или поздно войдут в конфликт между собой -- ведь задачи будет ставить одно лицо. В худшем случае мы увидим именно нарисованную выше картину. Прошу вас вникнуть в суть: само понятие интеллектуальной собственности емкое и сложное. Для работы в этом правовом и специализированном поле нужно иметь особый склад мышления, плавать в терминологии, как рыба в воде. Вы можете, конечно, вызубрить формулировку, но это не значит, что сумеете оперировать сложнейшими нюансами. Например, понятиями "изобретательский уровень" или "неочевидность". А ведь без них неясно, изобретение перед тобой или обычное техническое решение.

-- А вообще, кто такой изобретатель?

-- Человек, обладающий неординарным мышлением, способный, как говорят, услышать глас Божий. То есть для него ясным и очевидным должно представляться то, что совершенно неочевидно было до сих пор огромному числу специалистов. А мы, воинствующие атеисты, до сих пор живем старыми советскими понятиями, считая изобретателем человека, который подвел под свое детище научную базу. Есть еще недобросовестная конкуренция и масса других, более мелких, но от этого не менее значимых объектов интеллектуальной собственности, в которых необходимо разбираться. Вот, например, этикетки, которые приносят на регистрацию в качестве товарного знака или образца. Они могут сильно смахивать на этикетки другой фирмы. Патентный поверенный должен все это уловить.

-- Валерий Фокич, а может, чиновники научатся различать этикетки?

-- Блажен, кто верует. Но у указа есть и другая сторона, более серьезная. Украина лишается своего патентного ведомства, а с ним рушится вся наша, еще слабая, патентная система. И не только она. Вместе с ней -- экономика и, в конечном итоге, независимость. Посмотрите, как складываются обстоятельства. От нас требуют ратификации Евразийской конвенции, по которой правовой защитой наших изобретателей займется бывший "старший брат" -- Россия. Но как Украина сможет получать инвестиции Запада, не давая при этом хотя бы одной из самых важных гарантий государства -- на защиту интеллектуальной собственности инвестора? Если страна не в состоянии этого сделать, о какой независимости может идти речь?! И вот доказательство: есть нота МИД России, распространенная в зарубежных странах, в которой говорится, что в связи с отсутствием на территории республик бывшего СССР патентных систем или их слаборазвитостью, Россия предлагает и гарантирует свою защиту интересов зарубежных инвесторов на всей (?!) территории бывшего СССР.

-- Значит, все снова будет решаться в Москве или еще лучше -- в Вашингтоне?

-- Возможно. И что самое обидное -- подобную ошибку мы уже совершали. В 60-х годах Госкомизобретений СССР был ликвидирован, а его функции переданы Совнархозам, то есть другим властным структурам. И уже через 5--7 лет развитие патентной системы оказалось отброшенным на несколько десятилетий назад, была утрачена информационная база, специалисты, развалена единая государственная политика в этой области. Да еще хотя бы подчинили новый комитет Минюсту или другой правозащитной структуре. Ведь наша деятельность -- лишь разновидность правоохранительной. А нас подчиняют Минобразованию! Еще бы Минздраву "под крышу" отдали -- лечить неокрепшую, но пока независимую патентную систему.

-- А кому подчинены патентовики за границей?

-- Государству. Их системы развивались столетиями. Сначала изобретения контролировали монархи, было много монарших привилегий ученым. Позже дела передали "государственным лицам", еще позже -- создали специальную структуру с патентными судами и начали выдавать документы. Нарушения прав интеллектуальной собственности сурово карались. Но теперь уже финансово. Так, в прошлом столетии "суд века" над фирмой "Ролс-Ройс" длился около восьми лет: они использовали в своих моторах изобретение французской фирмы. Суд американцы проиграли и едва не обанкротились.

-- А ваша ассоциация не может защитить украинского изобретателя?

-- К сожалению, нет. У патентного поверенного нет полномочий принуждения, он действует только как адвокат. Защита нужна, чтобы не допустить технических ошибок, не предать суду невиновного, точно установить меру вины. И только. А сейчас спрос на юридические услуги в области защиты прав интеллектуальной собственности резко возрос, специалистов не хватает. Эти ниши стали занимать фирмы и фирмочки, рекламные агентства, профессионализм которых весьма сомнителен. И вместо того, чтобы начать развивать эту сферу, мы так просто, за здорово живешь, уступаем нашу независимость, наше будущее!

-- Почему нет специалистов? Где-то же их учат.

-- Большинство технических и юридических вузов до 1990 года не готовили специалистов в области защиты интеллектуальной собственности. В результате должностные лица госорганов управления имеют весьма приблизительное и упрощенное представление о необходимости независимой защиты авторских прав. Они просто не представляют, к чему может привести ее отсутствие. Мы понимаем -- не от хорошей жизни был принят такой указ. В сложившейся ситуации, считаем целесообразным создать внебюджетную систему на основе самофинансирования во главе с "Национальным агентством по делам интеллектуальной собственности" с соответствующей инфраструктурой: патентными судами, Апелляционной палатой, Биржей интеллектуальной собственности, Научно- исследовательским центром патентной экспертизы. Так не хочется снова наступать на те же грабли...