1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №141 (396) за 31.07.99

СТЕКЛОТАРА: ИДИ И СДАВАЙ?

Если "градусные" напитки пользуются спросом целый год, то на безалкогольные и слабоалкогольные спрос резко возрастает летом. Холодное пиво или ситро выпивается, а бутылки... Проблема мелкая, зато давняя. Многочисленные приемные пункты в большинстве своем давным-давно закрыты, а единственные действующие "походные" пункты приема -- частники -- принимают посуду по мизерным ценам.

А ведь в свое время можно было хотя бы сдать стеклотару в соответствующем отделе гастронома в обмен на товар... Такой себе своеобразный бартер -- без денег. Потом пришло время закрытых пунктов с лаконичными надписями "Тары нет", и в немногие "точки", которые принимали стеклянный капитал, люди устремлялись со всего города, тарахтя сумками и мешками с бутылками, спозаранку занимая очередь. Еще позже большинство граждан плюнуло на это дело, и пустую тару стали просто выбрасывать. Но сегодня вряд ли встретишь клумбы и газоны, переливающиеся на солнце радужными красками оставленных на произвол разномастных пустых бутылок. Осознав, видимо, нелепость вышеописанной ситуации, а, может, наступив несколько раз на стекло, "верхи" восстановили распоряжение о приеме стеклотары от населения. Вот только большинство потребителей жидкости по-прежнему не беспокоятся о возврате денег. Рынок же сбора пустой стеклотары крепко держат в руках малообеспеченные жители. Причем в каждом конкретно взятом районе "работают" одни и те же "собиратели", подобно остроглазым ястребам высматривающие свою добычу: не успевает горемычная бутылка коснуться земли, как ее тут же подхватывают неутомимые руки. Одна из причин нежелания широкой публики сдавать стеклотару в специальные отделы гастрономов и пункты приема -- элементарная стеснительность ("еще подумают, алкаш какой-то"). Многие просто не знают, где находятся новые (вместо закрытых старых) пункты. Большинство же уверено, что эта "игра в бутылочки" не стоит свеч, принимают ведь их за бесценок.

ЛЕЗЬ В БУТЫЛКУ!

Между тем в большинстве гастрономов должны быть специальные отделы приема стеклотары, где должны обслуживать население. Однако многие магазины этого не делают, "забывая", что своими действиями нарушают малоизвестный нормативный акт -- Правила скупки у населения стеклянной тары из-под пищевых продуктов. Эти правила были утверждены 4.07.96 г. Приказом МВЭСторга Украины №363 и действуют поныне.

Согласно документу, специализированные пункты приема стеклотары должны принимать у населения все ее виды. А отделы магазинов, кафе, столовые, киоски -- скупать стеклотару только из-под тех товаров, какими торгуют. Правила (п.6) напрямую запрещают отказывать гражданину в приеме стеклотары, если он купил продукты в аналогичной таре и в том же количестве. Запрещено при сдаче покупателем стеклотары требовать от него обязательной покупки. Отказ в приеме стеклотары по причине отсутствия ящиков для нее незаконен, поскольку "хозяйствующий субъект обязан обеспечить наличие необходимого количества ящиковой тары" (п.17). Прейскурант залоговых цен на стеклотару должен висеть на видном месте. Цены устанавливает администрация области, где их при желании можно и проверить (п.9). Нарушение Правил приравнивается к нарушению Правил торгового обслуживания, за что предусмотрена административная ответственность.

Один из центральных столичных гастрономов принимает только ту посуду и в том количестве, которые забирают поставщики. "Оболонь", например, забирает всю "свою" тару, то есть пустые бутылки из-под всех видов продукции, которая выпускается на заводе. В другом столичном магазине отрезали: "Посуду не принимаем. Напитки продаем, но у поставщиков берем их только в полиэтилене." Интересно, пиво у них тоже в полиэтилене? Некоторые малоимущие граждане, кстати, умудрились делать бизнес и на пластиковых бутылках. Кому приходилось покупать разливное подсолнечное масло на рынке, наверняка заметили, что по символичной цене (от 10 до 20 копеек) можно приобрести и полиэтиленовую емкость нужного объема. Да и продавцы кваса тоже приловчились зарабатывать лишнюю копеечку подобным образом.

hrule
КСТАТИ

-- Проблема стеклотары не новая. Предприятия пищевой промышленности в основном "перешли" на полиэтилен, хотя продолжают выпускать продукцию и в стеклянной таре, -- комментирует ситуацию замначальника Главного управления по вопросам торговли и бытового обслуживания населения столичной горадминистрации Александр Шкилевич. -- Мы неоднократно обращались в Кабмин, чтобы он каким-то образом решил вопрос утилизации стеклотары. Предлагали сделать стеклянную бутылку "не залоговой", как например, из-под шампанского или подсолнечного масла, но ответа до сих пор не получили...