1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №102 (357) за 05.06.99

ЧТОБЫ ПРОВЕРИТЬ СИЛЕНКИ, ДОСТАТОЧНО "МОНСТРЕНКА"

Март 1997-го. Бедный Гарри Каспаров! Такое унижение! Чемпион мира с треском проиграл матч компьютеру "Дип Блю". Последняя партия завершилась позорной капитуляцией уже на 19-м ходу. И как только не поливали его после этого журналисты, шахматисты и вообще -- все кому не лень. "Халатно готовился к поединку", "думал хитростью задавить"... Как следствие -- "опозорил все человечество" и даже "поставил крест на "живых" шахматах"...

Крест "поверженного железкой" Каспаров будет носить долго. Однако в последнее время укоров в его адрес со стороны коллег заметно поубавилось. Может быть, потому, что многие критиканы на своей шкуре почувствовали когти "электронного монстра" -- так стали называть компьютеры после избиения Гарри Кимовича. Среди убедившихся теперь и автор этих строк. В числе участников чемпионата Киева по "быстрым" шахматам мне "посчастливилось" дважды (!) сыграть с одной и той же машиной. Не с "Дип Блю", конечно, проектная стоимость которой несколько миллионов долларов, а с ее младшей сестрой -- "Мефисто Атланта" за $520. Каспаров с этим "монстренком" расправился бы одной левой, но для нас, любителей, толще "палки" для выбивания спеси не нужно.

В полуфинальном турнире "Атланта" заняла второе место, уступив пальму первенства Геннадию Шикиде, ловко переигравшему "мудрую книжку" (компьютер размером не больше толстой энциклопедии -- сравните с "Дип Блю", похожей на двухметровый шкаф). Когда мне выпало сразиться с автоматом, сразу вспомнилась история о том, как несколько лет назад Анатолий Карпов надурил аналогичного соперника. Россиянин давал сеанс одновременной игры двадцати машинам среднего уровня, легко победил все -- кроме одной, которая выиграла у человека фигуру. Карпов прикинул, что обычной обороной не спастись, -- и хитро пожертвовал ладью. Если бы соперник отклонил "взятку", вскоре чемпиону пришлось бы сдаваться. Но компьютер оказался жадиной и спустя три хода получил мат. Используя опыт предшественника, я попробовал "заморочить голову" машине -- и ходов через двадцать сдался. Как объяснил мне после партии оператор "Атланты", нынешнее поколение компьютеров на пушку не возьмешь.

Несмотря на происки машины, в финал чемпионата столицы я все же попал. Но там уже во втором туре нарвался на старую знакомую. Попробовал играть "по науке", но подлая "железяка" и тут перехитрила, проведя замысловатую комбинацию ходов этак в десять. Разобраться во всех нюансах моим биологическим извилинам оказалось не по силам. Лишь на финише соревнований живые участники немного приловчились к манере машины. Оказывается, нужно максимально упрощать позицию и тянуть время. А в цейтноте (компьютер много времени теряет на общение с оператором) даже столь гениальное устройство дает сбои. Идеально воплотил сей план в жизнь мастер спорта Алексей Косиков. В его партии с "Атлантой" решалась судьба первого места. Каково было бы, если бы чемпионом Киева стала машина? Но преподаватель университета физкультуры постоял за честь столичных шахматистов. Где-то ходу на сотом "монстренок" пропикал сигнал о сдаче партии. Косиков стал победителем, отодвинув "Атланту" вглубь таблицы, на втором месте Вадим Малахатько, на третьем -- Михаил Каганский.

А я теперь с нетерпением жду очередной встречи с компьютером. Опыт есть -- хочется взять реванш. Но даже если получится отыграться, все равно больше никогда не стану критиковать жертв компьютеров. И другим не советую. Извините, Гарри Кимович, за прошлое...