1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №17 (272) за 29.01.99

АРХИЕПИСКОП ИГОРЬ ИСИЧЕНКО: "В ЦЕРКОВНЫХ КОНФЛИКТАХ ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ ПОЧЕРК СПЕЦСЛУЖБ"

Путь к православному храму в Украине щедро усеян межцерковными распрями. Однако причины конфликтов между "братьями во Христе" отнюдь не в религиозных догмах, считает архиепископ Украинской автокефальной православной церкви Игорь Исиченко.

-- Ваше высокопреосвященство, согласны ли вы с утверждением о том, что религиозные столкновения у нас вызваны в первую очередь борьбой за раздел сфер влияния между тремя духовными центрами -- Ватиканом, Константинополем
и Москвой?

-- Масштабы церковных распрей гораздо шире и опаснее, чем кажется на первый взгляд. Поэтому резкие движения лидеров религиозных течений неуместны, поскольку могут привести к нежелательным последствиям. К примеру, некоторые представители украинского православия отправили в Интернет сообщение о том, что к началу двухтысячного года создадут новое православное объединение. Это не что иное, как попытка публичного противостояния Вселенскому Патриарху. В ответ последний может не признать нашей автокефалии.

Что касается России, то она, с одной стороны, заинтересована в сохранении религиозной нестабильности в нашей державе, с другой, -- используя свое влияние на Турцию, где находится резиденция Вселенского Патриарха, старается ограничить влияние последнего на православный мир. Святейший поставлен не в лучшие условия. В любой момент к нему могут ворваться правоверные фундаменталисты, угрожая расправой. В Константинополе у Вселенского Патриарха всего 8 тысяч верноподданных, а в мире -- 3,5 миллиона.

Борьба за духовное лидерство между Москвой и Константинополем тянется еще с 1589 года: в то время российское духовенство, пригласив к себе Вселенского Патриарха, фактически принудило его признать легитимность Московского. А после Второй мировой войны даже попытались насильно перенести центр православия из Константинополя в Москву. Поэтому, если мы говорим о Московском Патриархате, то подразумеваем Кремль. С момента своего создания Русская православная церковь считалась духовным департаментом власти. Кстати сказать, во времена Петра Первого она называлась не церковью, а лишь ведомством православного исповедания.

-- Насколько, на ваш взгляд, выгодны католическому Ватикану разногласия в православной среде?

-- Однозначно ответить на ваш вопрос сложно. С одной стороны, наши разногласия действительно выгодны, поскольку чем слабее православие, тем сильнее католицизм. С другой -- Ватикану, как одному из духовных центров мира, не хотелось бы, чтобы церковь была игрушкой в руках политиков, которые используют религиозные идеи в качестве партийной "вывески". Ведь это приводит к духовному ослаблению мирян, отталкивает их от истинной веры.

-- Ваша церковь контактировала с политическими партиями?

-- Когда Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) была запрещена и ее священники подвергались гонениям, нас поддерживали Конгресс украинских националистов и Христианско-демократическая партия. А вот Народный Рух почему-то решил дистанцироваться.

-- Насколько ныне свободна церковь от политических веяний?

-- Многие политики хотят видеть священника в роли услужливого лакея, пытаются превратить священный храм в послушный винтик светского механизма, не понимая, что церковь всегда была и будет инструментом духовного очищения нации. Искаженное восприятие ее роли зародилось еще в сталинские времена. Приручив церковь, "отец народов" с одной стороны имитировал свободу вероисповедания, с другой -- деморализовал православие, заменив духовенство нужными ему людьми. Если бы в годы массовых репрессий православная церковь пережила такие гонения, как это было с греко-католиками, наше духовное возрождение не было бы таким болезненным и затяжным.

Главная наша задача -- спасать грешные души, призывать к покаянию, а не хвастаться встречами с Президентом и делать памятные снимки для своих газет и журналов. Церковь нуждается не в светской власти, а в духовном авторитете. Сегодня это главная проблема украинского православия. Первые лица страны должны восприниматься как обыкновенные миряне, христиане. Я против, например, благословения Президента на "престол". В противном случае церковь будет причастна ко всем его грехам и просчетам. Мы не можем нести ответственность за политиков, которые не считаются с духовенством, к тому же часто не являются христианами.

-- Давайте теперь поговорим о церковных расколах. На международном семинаре "Религия и общество", который проходил минувшей весной в Киеве, автокефальные священники заявили о том, что "вычислили" в своей среде секретного агента. Насколько это соответствует действительности?

-- Я отлично помню советскую систему воспитания, где многих людей, не испросив их желания, "вербовали" либо в члены КПСС, либо в сотрудники КГБ. Мы вышли из гнилого общества, и некоторые церковнослужители, которые хотели сделать карьеру, вынуждены были идти на известные компромиссы со своей совестью. Хорошо, что таковых было немного.

Нынешняя ситуация, конечно, во многом отличается. Однако вынужден признать: к обострению церковных конфликтов часто прикладывают руку различные спецслужбы, их почерк угадывается без особого труда. На мой взгляд, это один из источников межконфессионной напряженности. Раньше эти структуры входили в состав Пятого управления КГБ. Но если все сводить лишь к проникновению секретных агентов в недра церкви, то мы слишком упростим наши проблемы. На религиозную сферу не менее разрушительно действуют финансовые кланы и теневой бизнес.

-- Может быть, причина еще и в том, что духовенство временами преступает библейские заветы? Если говорить о вашей конфессии, то, судя по многочисленным заявлениям, вы намерены решать споры с Киевским патрирхатом через прокуратуру. А ведь в Евангелии черным по белому написано: "И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою"...

-- В Евангелии также сказано: "Отдайте кесарево кесарю, а Богово -- Богу". Стало быть, на кесаревом суде верующие должны защищаться по законам кесаря. Каноническое право и действующее законодательство -- это не одно и тоже. Священники могут решить лишь внутрицерковные проблемы, что же касается имущественных споров между церквями, то этим должен заниматься суд.

-- Похоже мир в православной среде воцарится не скоро?

-- Все зависит от воли Божией. Считаю, что в ближайшие 10 лет вряд ли возможно всеобщее примирение и объединение в Единую Поместную Православную Церковь.