1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №167 (422) за 09.09.99

НЕ ХОДИТЕ, ЛЕТЧИКИ, В АФРИКУ ЛЕТАТЬ...

Череда громких инцидентов, связанных с нашими воздушными судами и летчиками за рубежом, на днях пополнилась новым трагикомическим случаем, уже получившим неслабый резонанс в мировой прессе. В этот раз подзалетел экипаж из Мариуполя.

Самолет Ил-76МД (магистральный дальний) принадлежит украинской компании "Азовавиа". В апреле нынешнего года он вместе с экипажем Игоря Храмова был зафрахтован кенийской фирмой "Меридиан" для выполнения рейсов по доставке различных народнохозяйственных грузов на африканском континенте. Дело привычное, взаимовыгодное, в практике наших авиакомпаний встречается часто -- самолеты с обозначением UR на борту можно встретить в самых неожиданных точках земного шара.

Однако крайний рейс мариупольских пилотов завершился самым непредсказуемым для них образом. В воздушном пространстве Замбии, через которую они летели, командир принял с земли приказ немедленно произвести посадку в аэропорту Лусака, хотя пунктом назначения был совершенно другой аэродром. По нашим сведениям, которые, впрочем, не были подтверждены на официальном уровне, команду садиться отдали замбийские военные авиадиспетчеры. Суровые люди в погонах первыми и встретили членов экипажа после приземления, без объяснения причин задержали их и под охраной препроводили в одну из столичных гостиниц.

Украинских летчиков обвинили в нарушении Воздушного кодекса страны. В частности, им инкриминировали перелет без соответствующего разрешения зоны, запрещенной (по иным сведениям -- ограниченной) для постороннего доступа.

Запретно-ограничительные участки существуют в воздушном пространстве практически любого государства. Они включают так называемые режимные, ядерные, военные объекты, атомные и тепловые электростанции.

В данном же случае, как мне вчера разъяснили компетентные товарищи, наш Ил-76 засекли в тот момент, когда он пролетал над... особо важным государственным объектом -- загородной резиденцией Президента Замбии. И службы безопасности, усмотрев в действиях залетного транспортника едва ли не покушение на жизнь и здоровье высшего должностного лица страны, решили пресечь нарушение и по всей строгости виновных наказать.

Замбийская пресса широко оповестила народ о неуважительном поведении иностранных летчиков, придав делу ярко выраженную политическую окраску. Наши СМИ, по большей части не вникая особо в детали, такую версию подхватили, без ссылок пересказывая то, что обнародовали их африканские коллеги.

В результате по некоторым отечественным телевизионным каналам позавчера прозвучали тревожные нотки типа того, что самолет не вернут, а экипаж если не приговорят к пожизненному заключению, то наверняка зажарят на костре.

Нанятые "Азовавиа" кенийские и южноафриканские адвокаты утверждают, что драматизировать инцидент не следует, и до уголовного преследования дело вряд ли дойдет. Да, если будет доказана вина командира корабля, по какой-то причине неумышленно отклонившегося от курса и залетевшего в зону П-4, не предназначенную для полетов иностранных воздушных судов, может быть взыскан крупный денежный штраф. У Игоря Храмова есть мобильный телефон, связь с ним не прерывалась. Обращение с пленниками вроде божеское. Готовить из них шашлыки пока не собираются.

В очередной раз скандал приходится расхлебывать нашим дипломатам. МИД, как водится, осторожничает в формулировках, дабы не сказать чего-то лишнего. В Посольстве Украины в ЮАР мне вчера сообщили о состоявшейся накануне встрече посла Леонида Гурьянова с его замбийским коллегой Безвайо Нкуника, которому наш диппредставитель передал ноту с выражением крайней обеспокоенности. Реакция замбийских властей еще не последовала.

Мои собеседники в кругах, приближенных к "Азовавиа", утверждают, что злополучный рейс выполнялся порожним самолетом, каких-либо грузов, не говоря уж об оружии на борту (что негативно повлияло бы на развитие событий) речи нет. Допускается ошибка экипажа в пилотировании, однако эта информация объективно пока не подтверждается.

Будем надеяться, скандал разрешится мирным путем, тем более, поступили сведения, что замбийцы готовы отдать задержанный Ил-76 хоть сейчас. Судьбу пилотов определит замбийский суд, заседание которого предварительно назначено на первые числа октября.

Были инциденты с нашими ребятами в Анголе, Эфиопии, Заире, Эритрее, Эмиратах. Теперь уже и в Замбии о нас знают. Жаль, не с самой лучшей стороны.

Не ходите, летчики, в Африку гулять! Или сто раз перед тем подумайте, стоит ли.