1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №144 (147) за 30.07.98

КОМУ В НЕБЕ "FLA"НИРОВАТЬ: НАШЕМУ "АНТОНОВУ" ИЛИ АМЕРИКАНСКОМУ "ГЕРКУЛЕСУ"?

Классическая борьба в "среднем весе" за право "населить" небо Европы своими военно-транспортными самолетами приближается к решающему этапу. Таковым станет тендер министерства обороны Германии на лучший проект в соответствующем классе, заявки на участие в котором принимаются до 31 января 1999 г.

По словам посла Украины в ФРГ Анатолия Понамаренко, если удастся подогнать характеристики нового украинско-российского среднего военно-транспортника Ан-70 под стандарты ВВС европейских государств, самолет попадет на тендер. А в таком случае, как сказали корреспонденту "Сегодня" в киевском АНТК им. Антонова, наши шансы на победу в конкурсе очень велики.

Две недели назад с целью совместной технической экспертизы Ан-70 в Мюнхен выехала группа украинских экспертов. Там они выступают "единым фронтом" с российскими коллегами по "Международному консорциуму "Средний транспортный самолет". И выясняют у западноевропейских коллег, чего же недостает нашей машине, чтобы удовлетворить их взыскательные требования. По имеющимся у нас сведениям, замечания касаются преимущественно специфических военных параметров, не носят принципиального характера и могут быть легко устранены. Тут нелишне вспомнить, какое потрясающее впечатление произвел наш самолет два месяца назад на гостей и участников берлинской авиакосмической выставки ILA-98, когда, пробежав всего 350 метров по взлетно-посадочной полосе аэропорта "Берлин--Шенефельд", оторвался от земли. Не зря в "официальном" названии Ан-70 фигурирует словосочетание "короткий взлет и посадка".

Но не нужно заранее обольщаться: за победу в упомянутом тендере, одобренном Координационным советом министерств обороны и военно-воздушных сил восьми европейских стран, будут бороться все мировые "асы" самолетостроения. Ведь победитель, можно сказать, автоматически получает карт-бланш на производство для европейских армий -- да и не только для них -- сотен дорогостоящих машин. Со всеми вытекающими отсюда материальными выгодами, как то: исправно оплачиваемые заказы, десятки тысяч рабочих мест, многолетняя сервисная база и рынок запчастей и оборудования. Поэтому битва будет нешуточная.

Несколько лет тому назад западноевропейский консорциум "Эрбас Индастри" приступил к выработке основных требований к среднему военно-транспортнику нового поколения. Проект получил кодовое название FLA. И хотя нынешний облик Ан-70 ближе всего к этому "портрету", военный департамент евроконсорциума, "Эрбас Милитари", подтвердил намерение компании представить на тендер свой FLA. Напористых европейцев может придержать общественное мнение соотечественников--налогоплательщиков, которым собственная разработка "Эрбаса" обойдется на несколько миллиардов долларов дороже украинской.

Есть у "Антонова" конкуренты и за океаном. Американская аэрокосмическая компания "Локхид", вероятно, представит на тендер новую модификацию устаревшего транспортника С-130 "Геркулес", которая обойдется европейцам не очень дорого. Зато поставит в жесткую зависимость от дорогих друзей-конкурентов по НАТО. Не хочет оставаться в стороне от дележа жирного пирога американская же компания "Боинг": она намерена предложить на суд тендерной комиссии транспортный самолет "Боинг С-17 Globemaster III". Словом, от предстоящей воздушной карусели уже сейчас у многих головы кружатся -- уж слишком велик и соблазнителен куш.