1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №243 (246) за 18.12.98

ПРАВЬ, БРИТАНИЯ, ЗА ЧАЙНЫМ СТОЛОМ

Английский чай сегодня -- наиболее популярный в мире. И, тем не менее, до 1662 года Англия не знала вкуса этого напитка. Семена чайного куста стали частью приданого будущей королевы Екатерины, жены Карла II, приехавшей из Португалии. Она-то и ввела церемонию чаепития в социальную и семейную жизнь английского общества.

Излюбленное время чаепития -- послеобеденное. Ритуал этот завела герцогиня Анна Бедфордская в начале XIX столетия. Английское чаепитие традиционно состоит из тонких сэндвичей, джема, кекса (возможно, торта или печенья), английских булочек с маслом и, конечно же, ароматно дымящегося чая с молоком, который наливают в самую любимую чашку. Англичане пьют чай не спеша, обстоятельно, в равной степени наслаждаясь этой процедурой в простой деревенской чайной и в роскошных комнатах отеля "Ритц".

Сегодня Британия продает чай более чем в 120 стран мира, здесь ее доля в мировом экспорте составляет 66,5%. Страна производит около 1500 различных марок чая, однако особой популярностью и потребительским спросом пользуются приблизительно десять из них: "Tetly" (первое место в мире по популярности), "Typhoo", "Brook Bond PG Tips", "Twinnings", "Lyons", "Hornimans", "Earl Grey"...

Earl Grey, кстати, -- это имя англичанина, в свое время восхитившего китайского мандарина своим тонким вкусом и изощренной похвалой китайскому чаю. Расчувствовавшийся восточный джентльмен составил этот рецепт специально для своего английского друга.

Чай продолжает оставаться в Британии напитком № 1, занимая 43% всего рынка напитков; 80% населения пьет чай каждый день; 87% всего чая, завариваемого в Британии, составляет чай в пакетиках. На что только не идут производители, стремясь противостоять конкуренции и привлечь покупателя! Так, компания "Tetly" потратила четыре года на изобретение пакетика пирамидальной формы, что явилось первой крупной инновацией со времен изобретения бумажных пакетиков в 1951 году. А в 1989 году компания представила на рынок круглый пакетик, сразу же подняв тем самым продажу своей продукции на 15%. Такая форма якобы способствует приданию особого аромата напитку, а чай в круглых пакетиках заваривается так же хорошо, как в чайничке, сохраняя все богатство вкуса и аромата. Но эти тонкости -- для гурманов. Широкие массы населения считают, что чай уже достаточно хорош, если он -- английский.