1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №136 (391) за 24.07.99

ЛЮДИ И КОНТРОЛЕРЫ: КТО ГЛАВНЕЕ?

По количеству обывательских конфликтных ситуаций дуэт пассажир--контролер стабильно держит одно из первых мест: проезд "зайцем" многие по-прежнему не считают серьезным, а оттого заслуживающим наказания, нарушением.

НЕПРАВДА, В КОТОРУЮ МЫ ВЕРИМ

Среди пассажиров заблуждение первое и, пожалуй, самое распространенное -- относительно права бесплатно проехать одну остановку. Добрый контролер (а вы таких встречали?), быть может, просто пожурит. Но скорее всего придется расстаться с частью наличности. Правила, кстати, оговаривают этот момент: "Пассажир обязан, не ожидая ближайшей остановки, закомпостировать проездной билет..." Заверения в том, что вы "только-только вошли", для контролера не аргумент.

Заблуждение второе: в случае возникновения неприятностей всю вину можно возложить на нерасторопного кондуктора. В киевском общественном электротранспорте нет кондукторов в истинном значении этого слова -- есть распространители билетов, с которых спрос невелик. Кстати, согласно все тем же правилам "без абонементного талона вход в вагоны троллейбусов и трамваев запрещен".

Заблуждение третье -- что контролер не имеет права высаживать (или, наоборот, не выпускать) отловленного "зайца" из транспорта. Обычно именно такие, по убеждению большинства пассажиров "самовольные" действия контроля, вызывают наибольшее количество нареканий. Если виновен, заплати штраф прямо в салоне и не вынуждай контролеров (которых обычно минимум двое) брать тебя в "клещи" и выдавливать из транспорта -- такое право они имеют.

Заблуждение четвертое -- относительно права ездить на общественном транспорте бесплатно, если имеется официально заверенная справка с предприятия о задержках зарплаты. Как рассказали корреспонденту "Сегодня", одно время подобные справки, изъятые у пострадавших, по большому счету, из-за неосведомленности пассажиров, контролеры приносили пачками. Нарушало закон и предприятие и пассажиры: справка такая проездным документом не является. Ее, как, впрочем, и другие документы, дающие право на бесплатный проезд, но вызывающие у контролера сомнения, он имеет право изъять. Кстати, отправляясь в другой город, не забудьте, что там действительны другие проездные документы. Это касается и разовых талонов, и месячных проездных.

Заблуждение пятое -- будто контролер имеет право проверять билеты и применять штрафные санкции исключительно на "своей" территории и только в рабочее время. Доля правды тут есть. Контролеры действительно закреплены за участками (в столице их 10), а излишняя "инициатива" за пределами вверенной территории карается. Однако предъявлять свой график они пассажиру не обязаны и вряд ли согласятся это делать. Поэтому проверить, "свой" ли контролер "наехал", практически невозможно. Если пассажир заподозрит неладное, он может обратиться в службу организации сбора выручки либо же в милицию, и там уже разберутся, на своем ли участке и в свою ли смену работал контролер. Кстати, подавляющее большинство выговоров контролеры получают именно за нарушения графика работы -- проверку билетов не на "своих" маршрутах без санкции начальства или без уважительной причины. Впрочем, если оскорбленные чувства пассажира наказание такого контролера удовлетворить еще может, то штрафные денежки -- не вернет. Что же касается рабочего времени, то работают контролеры в две смены, включая субботу и воскресенье, начиная с момента начала движения транспорта. И проверять билеты могут хоть в полшестого утра, хоть в половине первого ночи.

Много скандалов возникает на почве взаимоотношений водитель--пассажир и кондуктор--пассажир. То, что водитель не имеет права выпускать пассажиров только через одну дверь (чаще -- переднюю), проверяя проездные билеты, а кондуктор -- высаживать пассажиров, не оплативших проезд, -- шестое заблуждение. Чего они действительно не могут сделать -- это оштрафовать безбилетника: "карательные" функции в транспорте возложены только на контролеров. А вот сдать "зайца" контролеру или же высадить на ближайшей остановке вправе и водитель, и кондуктор.

И, наконец, последнее заблуждение: что институт контролерства есть не что иное как узаконенный государством рекет, а контролеры -- трудоустроенные через службы занятости бывшие "зеки". В столице с этого года введены спецкурсы для контролеров, в которых обучают (а потом экзаменуют) правильному обращению с пассажирами. На самом деле бывших уголовников среди них нет. Отслеживать же случаи превышения контролерами полномочий призван штат контролеров-общественников, которые отслеживают такие неприятные моменты. Но, естественно, над каждым контролером не поставишь надзирателя. Поэтому пассажиру следует помнить, что у него есть кроме обязанностей и свои права...

НЮАНСЫ, КОТОРЫХ МЫ НЕ ЗНАЕМ

Зычный окрик: "Билетики предъявляем!" в сочетании с нависшей над вами внушительной фигурой способны выбить из колеи кого угодно. И только расставшись с отнюдь не лишними шестью гривнями или выйдя на ближайшей остановке и грустно глядя вслед удаляющемуся трамваю, пассажир начинает соображать, что удостоверения-то контролерского он в глаза не видел, как и квитанцию об уплате штрафа. Поэтому -- совет первый: не стоит даже разговаривать с контролером, пока он не предъявит свое удостоверение. На нем должны быть имя и фамилия контролера, печать, голографический знак с индивидуальным номером и дата, до которой удостоверение действительно. Внизу -- номер телефона, по которому, в случае конфликтной ситуации, вы можете позвонить. Убедитесь, что все это действительно присутствует.

Момент второй. Если штрафа не миновать, требуйте у контролера квитанцию установленного образца, выполненную на защищенной бумаге. Не потакайте "обидчику" и не дарите ему деньги! Квитанция должна быть целой и погашенной. Контролер обязан дать ее, если вы уплатили шесть гривен или меньше (это уже на его усмотрение. От каждого штрафа контролеру в заработок начисляется ровно половина, и если он готов себе в убыток "продать" ее дешевле -- это его право). А если поступает предложение "разойтись по-хорошему" (например, заплатить один штраф на двоих или троих, но без квитанции), смело платите и сразу же обращайтесь по телефону, указанному на удостоверении. "Благодетеля" накажут.

Нюанс третий: даже если вы забыли или не рассмотрели фамилию и остальные данные контролера электротранспорта, который, по вашему мнению, был хоть в чем-то неправ (например, некорректно себя вел), обращайтесь в службу организации и сбора выручки "Киевэлектротранса" по телефону 268-30-11. Вам предложат найти обидчика по фотографии из картотеки, и после разбирательства и очной ставки виновный будет наказан. Звоните по этому же номеру (с восьми утра до восьми вечера), если контролер был груб или нетрезв.

Ситуация четвертая: контролер доказывает, что ваше удостоверение, дающее право на бесплатный проезд, фальшивое либо же недействительно. Если вы уверены в обратном, предложите вместе пройти в милицию -- там все недоразумения разрешатся. Контролера в случае его неправоты можно будет обвинить даже в вымогательстве, поскольку на курсах их знакомят с абсолютно всеми документами, дающими право на проезд.

Предупреждение пятое: не пытайтесь активно сопротивляться контролеру -- лучше попробуйте поговорить с ним по-человечески. Контролеры тоже люди, и если пассажир сможет убедить, что "зайцем" он оказался по не зависящим от него обстоятельствам или же из-за о-очень веской причины, его вполне могут простить. "Качание прав", напротив, сможет обернуться приводом в милицию с последующей выплатой более ощутимого штрафа (17 грн.) или даже исправительными работами от месяца до двух с удержанием 20% заработка.

Нюанс шестой. Не покупайте у "бедного" кондуктора закомпостированные талоны Случаи, когда распространители билетов таким способом зарабатывают левую копейку, далеко не единичны. Как не единичны и случаи продажи билетов, погашенных в другом трамвае или троллейбусе.

Нюанс седьмой и последний. Вполне может оказаться, что денег на штраф при вас действительно нет, а идти в милицию и тем самым умножать первоначальную сумму втрое никак не хочется! Попросите контролера взять под расписку какой-либо ваш документ. (Предварительно позвоните по телефону, указанному в контролерском удостоверении, и удостоверьтесь, действительно ли этот гражданин работает в службе контроля.) Свой документ вы сможете забрать позже. Естественно, в обмен на штраф.

МЕЖДУ ПРОЧИМ...

* В киевском электротранспорте каждый день на работу выходит 400 контролеров, 1175 кондукторов. В столице проездные билеты распространяются в двухстах киосках.

* Ежемесячно в столице штрафуют в среднем 12 тысяч "зайцев".

* Ежедневно с жалобами на контролеров в службу организации сбора выручки ГКП "Киевэлектротранс" обращаются до тридцати пострадавших пассажиров.

* В Западной Европе за грубость по отношению к контролеру можно схлопотать штраф до трех тысяч долларов и полгода исправительных работ. В Украине, соответственно -- 17 гривен (4,1 доллара) а в редких случаях два месяца работ.

* Благодарим руководителя службы организации и сбора выручки ГКП "Киевэлектротранс" Сергея Литвинова за помощь в подготовке материала.