1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №193 (196) за 08.10.98

КОСТЬ ВЕРБЛЮДА НА ШЕЕ ПЛАСИДО ДОМИНГО

Год 1942-й. Киевский скульптор и художник Николай Мухин вместе с маленькой дочерью Машей эмигрировал за границу. После нескольких лет скитаний семья поселилась в Калифорнии.

В Америке юная Маша помогала отцу, как могла, а когда у него не было денег на оплату натурщиц, без ложной стыдливости позировала обнаженной. Так случилось, что несколько лет ей довелось провести в Мексике. Она создала в Мехико танцевальный ансамбль, программа которого основывалась на восточных традициях. Маша сама делала костюмы и украшения из камня, танцевала знаменитый танец живота. При этом в характерные арабские танцы она привносила украинский колорит. На фотографиях тех лет (да и сейчас тоже) она -- типичная "фамм фаталь" с загадочной полуулыбкой и утонченными чертами красивого лица.

Долгое время Маша Арчер (ее нынешняя фамилия) моделировала костюмы -- в основном для сцены. В одном из них и поныне выходит на подмостки Пласидо Доминго. А прославили американскую украинку уникальные украшения, материал для которых -- камни, рога буйволов и даже кость верблюда -- она привозит со всех уголков планеты. В одной из диадем, к примеру, "поместился" весь мир: по центру -- антикварная брошь; соединяющие части -- медные корзиночки ручной работы, купленные в Африке, камни из Мексики... Это сочетание дает невероятное ощущение праздника, возникающее даже когда листаешь уникальный фотоальбом, привезенный Машей из-за океана. Вот Доминго с роскошной диадемой, вот.. д'Артаньян, наш неувядаемый Михаил Боярский (снимок сделан в Питере, где проходили выставка Машиных работ), певицы, балерины, бизнес-вумен из Сан-Франциско, много лет коллекционирующая украшения "юкрейн
Маша". Отдельно -- снимки участниц "восточного" ансамбля, на которых из одежды -- только юбки и диадемы с браслетами. Очень забавно смотрятся на этих мулатках украинские костюмы с веночками (иногда опять же без блузок).

Во время короткого (полуинкогнито) пребывания в Киеве Маша провела фотосессию своих украшений -- их демонстрировали модели одного из киевских агентств. Честно говоря, смотреть на это было и больно, и смешно. Мальчики и девочки с деревенскими манерами не понимали, чего от них хочет постановщик сессии Георгий (спутник Маши, москвич, эмигрировавший в Штаты 12 лет назад). Они принимали нелепые позы и явно боялись фотокамер. Георгий корректно делал замечания, но в его глазах читалась вся палитра "великого и могучего". Кстати, чернокожий манекенщик по имени Сирил (иногда создающий массовку группе "Лем и Лем") за участие в съемке потребовал 200 долларов. Его не прельстило даже украшение стоимостью в 800 "зеленых", предложенное капризной "звезде" в виде гонорара. Думаю, любой измазанный гуталином "парубок" вполне сошел бы за негра. Зато Раиса Недашковская, давняя приятельница нашей героини, с легкостью бухалась на колени и выглядела намного живее топорных моделек.

...На следующий день Маша гуляла по Киеву. Андреевский спуск и музей Булгакова, по словам ее спутников, произвели колоссальное впечатление на гостью. А главное -- ей очень хочется сделать что-то для Украины, перевезти сюда скульптуры отца, выставлять свои работы. Георгий говорит мало, но ему тоже хотелось бы работать на родине. "Это уже совсем другая страна", -- твердят они в один голос...

Как странно, не правда ли? Ведь мы во все трубы трубим о том, что культура у нас в загоне и искусство умирает. Так, может, и вправду -- лицом к лицу лица не увидать?