1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №151 (154) за 08.08.98

МЫ "ВЫЛЕПИМ" НОВОГО ЧИНОВНИКА. ДА ТАКОГО, ЧТО ВЕСЬ МИР АХНЕТ

Держава начинается с чиновника, ее представляющего. Каждому из нас рано или поздно приходится обивать пороги "больших" и "малых" кабинетов, и воспоминания об этих посещениях потом еще долго отравляют нам жизнь. И вот в столице однажды решили: чтобы изменить к лучшему мнение людей о чиновниках, надо изменить... самих чиновников. Средство для этого выбрали вполне лояльное: открыли учебное заведение, аналогов которому нет не только в нашей стране, но и, кажется, во всем СНГ. Само название чего стоит -- Академия муниципального управления!

По мнению главы столичной горгосадминистрации Александра Омельченко, в городских органах управления должны служить люди новой формации, которые, благодаря своему демократизму, не вызывали бы у посетителей заведомо негативных эмоций и недоверия. Подробнее об особенностях обучения в новом вузе мы попросили рассказать ректора Академии муниципального управления доктора исторических наук, профессора Юрия Мальчина.

-- Мы стремимся создать чиновников нового типа, которые бы обладали такими привлекательными чертами, как доброжелательность, интеллигентность, порядочность, компетентность, -- говорит Юрий Макарович. -- Этика у нас -- обязательная дисциплина. Ведь муниципальный служащий всегда на виду, от его поведения зависит мнение населения о госадминистрации в целом. Какой же, мол, ты представитель новой власти, если ни поздороваться, ни объяснить "по-людски" не умеешь?! Мы вводим курсы "Этика делового общения", "Этика ведения переговоров". Будущие наши "важные персоны" должны быть контактными, искренними в разговоре, способными сочувствовать человеку. Они также должны уметь со вкусом одеваться, особенно женщины, красиво ходить, знать, как вести себя во время переговоров и вошедших в моду фуршетов. И даже знать, извините, как сдерживать свой аппетит, когда от одного вида угощений слюнки текут.

-- Допустим, вы научите будущего чиновника языку нормального человеческого общения, но сегодня ведь уже и этого недостаточно -- для цивилизованного общения надо знать хорошо также иностранный язык.

-- Совершенно верно, для общения с посетителем-иностранцем необходимо знать один-два языка. Причем хотя бы один -- на профессиональном уровне. Это кажется невозможным, но только поначалу. Мы убедились, что одной учебной пары иностранного языка ежедневно достаточно. Кроме этого, используем и вспомогательные формы обучения. Например, декады иностранного языка. На этих декадах организовываются капустники, театрализованные игры, различные розыгрыши -- разумеется, только на иностранных языках. Очень полезно общение с "носителями" языка. Мы сотрудничаем с Американским домом и видим, как живое общение способствует и улучшению произношения, и углублению знаний. Плюс лекции иностранных специалистов, научно-практические конференции и "круглые столы".

-- А каковы особенности изучения профилирующих дисциплин?

-- Если ответить коротко, то это основательные знания, накрепко переплетенные с практикой. Ведь классного специалиста госуправления без опыта работы не вырастишь. Поэтому студенты академии постоянно стажируются: один день в неделю они на практической работе. На втором курсе -- в районных администрациях, на третьем -- в управлении горадминистрации, на четвертом -- в Кабинете министров и Верховной Раде. Надо ведь знать, как "сверху" руководить!

Подписали мы Договор о сотрудничестве с Баварской школой управления. Если страна интегрирует в Европу, то и муниципальные служащие должны в ней осваиваться. И здесь опять-таки не обойтись без знания иностранных языков. Кстати, поездка в Мюнхен на стажировку -- тоже неплохой стимул для студентов.

-- Сотрудничество крепко и стабильно, когда оно взаимовыгодно...

-- Разумеется. Баварцев очень заинтересовала наша система отбора и обучения молодых людей, склонных к лидерству и общественной работе. Воспитать руководителя для органов государственной власти или местного самоуправления, на наш взгляд, можно только из тех студентов, которые имеют задатки лидеров, навыки работы с людьми. Гении, как известно, в основном рождаются в провинции, и будущие талантливые руководители тоже. Они "вырисовываются" уже в школьные годы своей инициативностью и неординарностью. Найти их, дать им возможность приобрести нужные знания и опыт -- наша первейшая задача. Немцы поняли, что это задача государственного масштаба. Мы обращаемся в школы, районо: порекомендуйте нам таких детей.

Мы все время совершенствуем систему отбора. Есть у нас и психологическая служба, которая, в частности, проводит специальное тестирование, определяющее наличие необходимых черт характера. Сегодня мы стремимся к тому, чтобы к нам на первый курс пришли лучшие. Уже 60 медалистов выдержали собеседование. Мы можем взять и тех, кто хорошо сдал экзамены в другие вузы, но не прошел по конкурсу. Не секрет, что эти ребята нередко обладают знаниями и достоинствами намного большими, чем те, кому повезло.