1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №126 (129) за 04.07.98

МАГИСТРОМ МОЖЕШЬ ТЫ НЕ БЫТЬ...

Ищут свое "зерно" вчерашние школьники: кто-то пытается устроиться на работу, кто-то занимает очередь в приемную комиссию института. Правильный ли они делают выбор, предпочтя "жемчужное" зерно науки зерну "ячменному" работы? Ведь, по мнению дедушки Крылова, "оно не столь хоть видно. Да сытно". Об этом наш разговор с заместителем министра образования Украины Виталием Павловичем Бабаком.

-- Говорят, высшее образование у нас платное...

-- Разговоры о том, что вся система высшего образования в Украине поставлена на коммерческую основу, абсолютно беспочвенны. Как и прежде, существует и государственный заказ, и план приема. По сравнению с 1990 годом, количество студентов в Украине на 10 тыс. населения увеличилось с 170 до 192. Условия приема в вузы за последние три года Министерство образования не меняло. Поэтому абитуриенты могут подготовиться к вступительным испытаниям заранее.

-- Кто из абитуриентов пользуется льготами?

-- Льготы, предусмотренные законодательством, распространяются на чернобыльцев, детей-сирот, инвалидов, медалистов, призеров всеукраинских и международных олимпиад. Больше шансов стать студентами имеют абитуриенты, поступающие на некоторые остродефицитные специальности, к примеру, горнодобывающего профиля. Надеюсь, со временем подобного дисбаланса не будет, и престиж инженерной профессии поднимется. Ведь именно производственники являются созидательной силой.

-- Насколько сложно устроиться на работу после окончания вуза?

-- Cреди 62 тысяч выпускников, окончивших вузы, по госзаказу в прошлом году получили направление на работу около 80 процентов. А в Донецком, Харьковском, Днепропетровском государственных университетах этот показатель уверенно приближается к отметке 100. Наименьшее количество выпускников, нашедших работу, -- педагоги.

-- Существуют ли для молодых специалистов льготы при трудоустройстве?

-- К сожалению, нет.

-- Выпускникам вузов сегодня присваивается квалификация специалиста, бакалавра или магистра. Не является ли подобная дифференциация искусственной?

-- В соответствии с Законом об образовании, бакалавр -- это человек, получивший базовое высшее образование. Разница между квалификационный уровнем "специалиста" и "магистра" заключается в том, что специалист лучше подготовлен к практической деятельности, а магистр сориентирован на научную. Ступенчатость образования продиктована временем. Мы подписали Лиссабонское соглашение о квалификационных уровнях: официально 34 страны переходят на ступенчатую систему образования. Возможно, для массового сознания подобная градация еще непривычна, но это вопрос времени. Даже в бывшем Союзе студенты-иностранцы получали диплом магистра и это признавалось во всем мире. Кроме того, введение квалификационных уровней удобно и для самого студента. Ведь проучившись четыре года и получив степень бакалавра, человек может работать по специальности, а потом, при желании, продолжить учебу или переквалифицироваться. А раньше студент мог получить лишь справку о том, что он прослушал неполный курс.

-- О чем должен помнить абитуриент, выбирая негосударственный вуз?

-- Прежде всего, необходимо поинтересоваться, имеет ли институт сертификат об аккредитации -- лишь при его наличии выдаются дипломы государственного образца. Все негосударственные вузы находятся под контролем Министерства образования и обеспечивают высокий уровень подготовки. Около 6% абитуриентов стремятся учиться именно в частных вузах. Сегодня у выпускников школ выбор широкий: помимо негосударственных вузов, можно избрать контрактную форму обучения в государственных учебных заведениях.

-- Остается совсем немного времени до начала вступительных экзаменов в вузы. Какой конкурс в среднем можно прогнозировать?

-- Если лет пять назад мы говорили об упадке высшего образования, то с 1990 года количество стремящихся к высшему образованию постоянно растет. В прошлом году конкурс составлял в среднем два человека на место. Но есть и вузы-рекордсмены, где число претендентов на место достигает 15--20. Помимо юридических и экономических специальностей, это театральный и музыкальный профили. Появились и новые -- таможенное дело, биомедицинская электроника, экология. Заметно вырос конкурс на исторические специальности.

Современная молодежь понимает, что без высшего образования сложно достичь жизненного успеха, найти и реализовать себя. Подобная тенденция характерна для всего мира. Такие страны, как Япония, США постоянно наращивают интеллектуальный потенциал. Недалек тот час, когда в Украине высшее образование станет обязательным.