1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №167 (170) за 02.09.98

МИЧМАН СЛЮСАРЕНКО:"СМЕРТЬ ЗАГЛЯНУЛА НАМ В ГЛАЗА"

Близится печальный юбилей -- десятилетие со дня гибели советской атомной подводной лодки "Комсомолец", входившей в состав Северного флота. Из 69 членов экипажа 7 апреля 1989 года выжили только 27. Последним, кто перебрался из тонущей подлодки в спасательную камеру, был наш соотечественник -- мичман Виктор Слюсаренко. Он навсегда расстался с морем и уверовал в Бога.

ТЕМПЕРАТУРА ПРЕВЫШАЛА 1000 ГРАДУСОВ. МОРЕ ЗАКИПАЛО!

-- Ты хорошо помнишь день аварии?

-- Буквально по минутам. Был 37-й день похода. Лодка двигалась на глубине 350 метров. Объявили обед. Вдруг включился сигнал тревоги: "Пожар в 7-м отсеке!". Оказывается, в 11.02 там вспыхнул сильный огонь. Пылать было чему: в отсеке находились масляные сепараторы, полтонны хлеба, 55 банок регенеративных патронов. Причина возникновения пожара до сих пор не установлена. По одной из версий, он вызван коротким замыканием на гидравлическом насосе. Если бы исправно работала система пожаротушения, трагедии бы не случилось.

Из седьмого отсека огонь перебросился в шестой, потом в пятый. К этому времени погибли матрос Бухникашвили и мичман Колотилин. Поток масла, хлынувший из разорвавшегося трубопровода, обжег нескольких моряков и расплавил их противогазные маски. Командир приказал проникнуть в шестой отсек, чтобы включить систему пожаротушения в седьмом. Но из-за высокой температуры приплавился входной люк, и повернуть ручку было уже невозможно.

-- Почему в начале аварии не подали сигнал "SOS"!

-- Когда лодка всплыла на поверхность, командир срочно отправил радиограмму в штаб Северного флота. К сожалению, ни наших кораблей, ни субмарин вероятного противника в тот день поблизости не было. В 51 миле от "Комсомольца" находились рыбацкие суда, но они обладали малой скоростью -- 14 миль в час.

-- Как дальше развивались события?

-- Когда всплыли на поверхность, отсеки заполнились газом настолько, что дальше полуметра ничего не было видно. Концентрация угарного газа в восемь раз превышала норму, патронов регенерации воздуха хватило ненадолго. На 69 человек приходилось всего 30 дыхательных аппаратов, да и те были сделаны еще в 1959 году. Миллиард на строительство лодки потратили, а на семидесятирублевые противогазы денег пожалели!

Мы стали выносить отравленных газом из пылающих отсеков. Температура в шестом и седьмом превышала тысячу градусов -- море вокруг закипало. Пожар добрался до наружных трубопроводов, из которых забортная вода хлынула в кормовые отсеки. В 17.45 "Комсомолец" начал тонуть, а в 18.08 скрылся под водой.

Еще в начале пожара командир приказал всем, кто не задействован в борьбе с огнем, подняться наверх. Те, кто сделал это, оказались за бортом.

-- Говорят, вместе с "Комсомольцем" утонули и секретные документы?

-- Мичману из секретной службы удалось прихватить с собой дипломат с наиболее важными из них, в том числе и с вахтенным журналом. Мы тоже пытались спасти два мешка секретной документации. Один из них утонул, а второй, кажется, уцелел.

-- Когда вы поняли, что спасти подлодку невозможно?

-- Как только начала опускаться кормовая часть "Комсомольца". Когда лодка стала под углом 85 градусов, пришлось уже не бежать, а карабкаться по носовой части, чтобы выбраться на поверхность. Удалось схватиться рукой за верхний трап, в лодку хлынула вода, и тут я понял, что мы идем ко дну. К счастью, мичман Копейка по приказанию командира электромеханической боевой части успел захлопнуть верхний люк "Комсомольца". Поступление воды прекратилось, и тогда я начал пробираться во всплывающую спасательную камеру. Находившиеся там четверо подводников (капитан 1-го ранга Ванин, капитан 3-го ранга Юдин, мичманы Краснобаев и Черников) втащили меня туда и с трудом закрыли входной люк.

Вскоре к нам постучался офицер Испенков. Командир тут же приказал открыть люк. Мы минуту колебались. Тогда Ванин стал уже не приказывать, а умолять. Внезапно раздался сильный треск металла и стук прекратился: Испенков погиб. Мы предприняли несколько попыток отсоединить спасательную камеру от лодки. Но тщетно. В тот момент я тешил себя мыслью, что смерть будет быстрой: сильное давление воды должно было мгновенно превратить нашу камеру в лепешку.

ГЛАС ИЗ ПОТУСТОРОННЕГО МИРА

-- Как же вы отсоединились?

-- Неожиданно произошел мощный взрыв. Впоследствии выяснилось, что рванула аккумуляторная батарея первого отсека "Комсомольца". Это и спасло наши жизни: взрывная волна оторвала всплывающую камеру от корпуса лодки. Внезапно послышался громкий голос: "Всем включить дыхательные аппараты". Я автоматически хватаюсь за него, а в голове крутится мысль: "Кто это?" Черников молча сидел рядом, Юдин лежал без сознания, Краснобаев был мертв, Ванин -- уже ничего не понимал. Спустя годы, я осознал: это глас Божий.

Мы с Черниковым тут же надели дыхательные аппараты. Это нас спасло: концентрация угарного газа превышала допустимую норму. Командир приказал нам помочь Юдину и потерял сознание... Тем временем спасательная камера уже почти всплыла на поверхность моря. Нужно было открыть воздушный клапан, чтобы выровнять внешнее давление с внутренним в камере, где оно зашкаливало за пять атмосфер. Сделать это не удалось...

Когда камера вынырнула из моря, внутренним давлением сорвало защелку и распахнуло люк. Мощный воздушный поток подхватил Черникова (я едва успел заметить, как мелькнули его ноги) и бросил метров на двадцать от камеры. Смерть наступила мгновенно: от сильного удара о водную поверхность кислородный поток, хлынувший из дыхательного мешка, разорвал его легкие.