1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №203 (206) за 22.10.98

"ПОЛОЖИ МЕНЯ, КАК ПЕЧАТЬ, НА СЕРДЦЕ ТВОЕ..."

Когда вам доведется побывать в портовом городе Хайфе, найдите время и загляните в Муниципальный театр. Если вы театрал-любитель, то вглядываясь в афишу, непроизвольно воскликнете: "Ба, знакомые все лица!" Если профессионал театральной кухни -- меню репертуара заставит вас призадуматься: с какой стати здесь играют "Даму с собачкой", "Дядю Ваню", "На дне" и "Преступление и наказание"? Не говоря уже об инсценировках Марка Розовского и Григория Горина... И все это -- на иврите.

В 1990 году в коллектив вернулся его руководитель-реформатор, популярный актер и режиссер Одед Котлер. Он привлек в театр русскоговорящую публику, одарив ее родным репертуаром и синхронным переводом. В 1997-м Котлер поехал на север, в стольный град Киев, и поставил в Театре Леси Украинки "Игры на заднем дворе" Эдны Мазии. Этому историческому событию предшествовали гастроли киевлян в Израиле: пока публика "в воздух чепчики бросала", худруки двух дружественных театров подписали договор о сотрудничестве. И началось...

Михаил Резникович выбрал для театрального проекта "Украина -- Израиль" пьесу "Тойбеле и ее демон" лауреата Нобелевской премии по литературе Исаака Башевиса Зингера. Он родился в семье раввина в польском местечке в 1904 году. Стал писателем, пройдя через горнило журналистики в Варшаве, а потом и в Америке. В англоязычном мире слава беллетриста пришла к нему только в 1953-м, когда его проза была переведена с идиша на английский, а всемирную известность он обрел в возрасте 74 лет.

Михаил Резникович осуществил постановку "Тойбеле" поначалу на киевской сцене. Потом поехал в Хайфу, прихватив с собой хореографа Аллу Рубину и сценографа Марию Левитскую, и там они создали новую "Тойбеле". Через 11 месяцев после премьеры израильский театр приехал в Киев с двухдневными гастролями. Киевская публика была настроена весьма скептически: перекормленная антрепризами из ближнего зарубежья, она и на сей раз ожидала подвоха. Вот тут-то артисты из Хайфы и показали нашим, как неистово может чувствовать Тойбеле и на что способен, в конце концов, ее демон.

Артисты Муниципального театра играют своих героев с подлинно южным темпераментом, без суеты и подъема на котурны. В них -- истинная страсть, тоска и любовь. Глядя на Майю Маоз (Тойбеле) и Моше Бекера (Алхонон), забываешь, что библейские времена давно прошли, а чувства человеческие измельчали. И в памяти всплывают вечные слова из Песни песней: "Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь..."