1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №7 (262) за 15.01.99

КТО ДОЛЖЕН РАССКАЗАТЬ РЕБЕНКУ О ТОМ, ЧТО ОН ВЗРОСЛЕЕТ?

Cегодня на некоторые проблемы проще не обращать внимание: все равно многих вещей избежать невозможно -- время такое. Сексуальная культура -- одна из них. "Болезнь роста" каждый подросток переживает по-своему. Кто-то старается все испробовать, кто-то теряет голову от первой любви, иные пускаются в поиски смысла жизни. В этот переходный период дети больше всего нуждаются в компетентном и чутком собеседнике-советчике. Кто им должен быть -- родные, психологи, священники или учителя?

СЕКС КАК ШКОЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ

Несколько лет назад в России разгорелся скандал. Группа московских ученых подготовила пять вариативных программ по психосексуальному воспитанию подростков. Одна из них ориентирована на учеников 1--11 классов, остальные -- только на старшеклассников. Поначалу программу полового воспитания горячо поддержали на уровне Министерства образования. Но позже столкнулись с протестом церкви, различных женских организаций и ... испугались. И это, наверное, естественно, ведь вопрос не из легкоразрешимых. Оппоненты встречались, спорили, даже ругались. В конце концов проект "Половое воспитание школьников" запретили. Многие специалисты уверены, что не стоит вводить в школьную программу специальный предмет "половое воспитание", физиологический аспект уместно рассматривать в школьном курсе биологии. "Рассказывать о половом воспитании нужно тогда, когда возникает необходимость, -- рассуждали учителя. -- Одна девочка не захочет знать "об этом" и в восемнадцать, а другой знания понадобятся уже в тринадцать".

Между тем в Самаре, не дожидаясь разрешения сверху, комитет по вопросам семьи, материнства и детства, главное управление образования внедрили в школах новую программу. И, по всей видимости, довольны результатами. Хотя и не отрицают погрешностей. К примеру, если о вопросах сексуального воспитания говорить неумело, то, кроме вреда, эта затея ничего не принесет. Наилучшим образом реализовать проект могут специально проинструктированные учителя биологии, социальные работники, психологи. Но много ли их даже в столичных школах? Кроме того, в учебных планах нет свободных учебных часов. Именно поэтому провалилась робкая попытка восьмидесятых -- "Этика и психология семейной жизни". Посему и "половое воспитание" проходит как факультатив.

В Украине к сексуальному просвещению подростков в школах тоже относятся осторожно. По мнению специалиста управления школ Министерства образования Лидии Влащенко, нет необходимости вводить новый специальный предмет по половому воспитанию. У нас есть предмет "валеология" (наука о здоровье), который частично охватывает и эти вопросы. Пока новый предмет на стадии становления. В пединститутах уже начали готовить учителей по двойным специальностям. К примеру, учитель биологии и валеологии.

В Киеве же, по словам начальника управления по школам Главного управления образования Раисы Сидоровой, кроме валеологии в некоторых школах преподается другой предмет, тоже факультативный -- "человек и общество". На этом школьное просвещение заканчивается.

ЛИЧНЫМ ПРИМЕРОМ

Но сколько бы мы ни спорили, о том, кто должен рассказать нашим детям о "взрослых отношениях", деликатней, чем мы сами, это, пожалуй, не сделает никто. И только своим собственным примером родители могут дать понять ребенку, что всегда нужно оставаться порядочным человеком. Не обязательно рассказывать досконально, как устроены мужчины и женщины ниже пояса, а дать понимание их психологических и ролевых отличий. К примеру, девочке, воспитывая в ней аккуратность, необходимо говорить, что эта черта присуща в особенности женщинам, Хорошо, когда отец, придя с работы, узнал от жены, что их дочь подмела, убрала: "Вот что значит -- женщина растет!" И тогда автоматически выработается элементарная брезгливость к подъездам, временно пустующим квартирам и случайным партнерам, и вам останется порадоваться не только за свою дочь, но и за себя.