1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №145 (148) за 31.07.98

ЕСЛИ ЗАВТРА МЕНЯ ПЕРЕЕДЕТ ТРАМВАЙ, "ЕРАЛАШ" СДОХНЕТ"...

Борис Грачевский, директор киножурнала "Ералаш" -- личность колоритная и многослойная. Познакомились мы на открытии Международного кинофестиваля детского кино "Артек" в компании московских телевизионщиков. Борис Юрьевич так отчаянно вертел головой во все стороны и острил, что в конце концов споткнулся о какой-то камешек. "Да не волнуйтесь вы так", -- посоветовала вкрадчиво. Любимец детей и женщин буквально задохнулся от возмущения: "Кто, я?!" и чуть не упал с тропинки.

После этого он понял, что со мной надо построже. На следующий день он пришел на интервью в немыслимо-африканской сорочке и притворно-страстно спросил: "Так где мы будем заниматься этим?" (интервью -- Н.В.).

"Этим" мы занимались на палубе "Маршала Кошевого" и в маленьком уютном баре. Когда я рассеянно спросила, что будем пить, дабы укрепить расшатанную нервную систему юмориста, Борис Юрьевич галантно ответил: "С вами -- хоть яду".

ОБО МНЕ ХОДЯТ ГЛУПЫЕ ЛЕГЕНДЫ, ЧТО Я ЧУДОВИЩНО БОГАТ

-- Борис, вы просто неизменный персонаж на этом празднике жизни: каждый год "Ералаш" получает призы, а вы приезжаете тусоваться на радость себе и детям...

-- Это идея, с которой я носился много лет назад, еще с Владимиром Грамматиковым, который начинал этот фестиваль. Помните известный афоризм про тех, кто рождает идеи и тех, кто ими пользуется? Отчасти мысль верная. Фестиваль в Артеке -- один из немногих, который глобально вывернут на зрителя. Для меня ежегодное общение с 5 тысячами детей -- событие. Вот сходи... те ... (Давайте на "ты", хорошо?) на любую мою встречу с детьми -- и тебе сразу станет ясно, кто кому нужен. А в Госкино этого не понимают -- денег на "Ералаш" нет. А на фестивалях всегда обрастаем, как покойник близкими, какими-то людьми, которые якобы имеют к нам отношение. А вообще, если честно, меня всегда потрясало: почему на фестиваль дают денег, а на кино -- нет.

-- На этот счет существуют разные мнения, в том числе и такое, что под фестивали (Артек в этом смысле исключение, потому что проводится на очень скромные средства) легче "отмывать" денежки.

-- Ой, нет. Давай не будем говорить на эту тему -- не потому, что она скользкая, а потому что неприятно. Я всю жизнь старался так жить, чтобы не воровать, хотя про меня ходят всякие глупые легенды...

-- Какие именно?

-- Что я сказочно богат, куда-то чего-то там вложил... На самом деле скорее можно сказать, что я "сказочно беден". Все, что у меня есть, идет на производство киножурнала, потому что в этом смысл моей жизни. Потому что если завтра меня переедет трамвай, "Ералаш" сдохнет. Не потому что я такой гениальный, просто я столько туда вложил идей, мыслей, денег, что это, наверное, никому не под силу. И это при чудовищных долгах. Уже сегодня Госкино России задолжало мне миллиарды. Два -- точно.

КОЛЛЕГИ СЧИТАЮТ, ЧТО Я СНИМАЮ ДУРАЦКОЕ КИНО

-- Как при таких долгах вы оплачиваете труд людей, которые снимают "Ералаш"?

-- Я всегда им говорю: или я подниму зарплату, или мы перестанем снимать вообще. Хотя меня окружают люди, которые пришли не за деньгами, а за идеей.

-- То, что вы находитесь в конфликте с Госкино, -- это результат неприязни к вам лично или следствие наплевательского отношения к детскому кино вообще?

-- Конечно, детское кино в этой стране действительно пока никому не нужно. Да и у вас, думаю, тоже. Во- вторых, жанр "Ералаша" до сих пор почему-то считают чем-то несерьезным. Даже мои коллеги. Вроде мы какой-то ерундой занимаемся, снимаем "какое-то короткометражное дурацкое кино". Но мое дурацкое кино живет десятилетиями, и на нем выросло уже несколько поколений.

-- По-моему, в киношной среде всегда было такое отношение друг к другу. Даже если бы вы снимали "большое" кино и оно (не дай Бог!) было бы гениальным, говорили бы то же самое.

-- Ну ты, конечно, права. И все равно обидно -- коллеги все-таки. Как там в фильме -- "счастье -- это когда тебя понимают". Хотелось бы понимания. Может, это уже старость...

-- Команда "Ералаша" за эти годы изменилась кардинально?

-- Мы начинали с Александром Хмеликом -- писателем, сценаристом, грандиозным человеком. Фактически я принял из его рук эту эстафету и уже ее не брошу никогда. Команда, конечно, изменилась -- пришло очень много молодых, талантливых и нахальных.

МИХАЛКОВ ГОВОРИТ КАК "ПАПА РОДНОЙ" ВСЕХ...

-- Вам нравится то, что произошло на последнем съезде кинематографистов России?

-- То, что произошло, -- ни хорошо, ни плохо. Нужно все время менять лошадей на переправах, что-то менять. Конечно, мне не нравится тот эгоцентризм, в который это все вылилось. Хотя я преклоняюсь перед талантом, мастерством Михалкова, но меня смущает, что Никита Сергеевич говорит уже практически как папа родной всех. И "злобная" коммерциализация кинематографа за счет каких-то урезаний в правах нас -- не лучший путь. Теперь он будет "небожитель", и , скажем, я не смогу прийти к нему и сказать: ну что ж это происходит?

-- Ну хорошо, государство пока не может или не хочет вас поддержать. А вы как-то сами себе в состоянии помочь?

-- А за счет чего мы существуем? Мало того, мы выпускаем жвачки, конфеты. Делается это в Испании -- качественный продукт, но большой прибыли это не дает.

"НА-НА" СНИМАЛИСЬ У НАС БЕСПЛАТНО

--У вас снимаются дети и взрослые -- очень известные артисты. Есть какая-то разница в системе оплаты их нелегкого труда?

-- Мы очень хорошо платим и детям, и взрослым. Но, понимаешь, весь идиотизм в том, что осветитель, который держит прибор и светит в ту сторону, в которую велено ему оператором, получает 50 долларов в день, а рядом стоит оператор, который получает 120 долларов в месяц. Потому что осветители -- это чужие люди, которые за меньше просто не соглашаются отработать смену. Артистам платим лимон в день, потому что непопулярные у нас не снимаются. Вот только что отснялись Якубович, Глузский. А вот "На-на" снялись бесплатно, потому что у нас нет таких денег, чтобы заплатить им то, что причитается по раскладам шоу-бизнеса. Очень много известных артистов у нас снимаются с удовольствием.