1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №172 (427) за 16.09.99

"ЗВЕЗДНОСТЬ -- ЭТО СУЕТА И ФАЛЬШЬ"

Мы встретились с Валентиной Пономаревой в городе, равноудаленном от ее России и моей Украины. В самую что ни на есть джазовую фестивальную погоду. Сели за стол, и я призналась в своих чувствах к ее давнему диску "Искушение". "Вы любите такую музыку, моя дорогая? Сумасшедшая..." -- прокомментировала это признание Валентина.

Из досье

Валентина Пономарева -- легенда эстрады, подчинившая себе различные стили и направления. Родилась в Москве, на сцену впервые вышла в Хабаровске (Маша в "Живом трупе" Льва Толстого). Работала в Джаз-оркестре Александра Кролла, с "Поп-механикой" Сергея Курехина, гребенщиковским "Аквариумом", квартетом Владимира Чекасина. Немало времени отдала трио "Ромен", с которым выходила на сцены Нью-Йорка, Лондона, Парижа, Канн, Хельсинки, Гаваны... На ведущих студиях планеты вышли более двух десятков ее дисков (плюс совместные -- с Софией Губайдуллиной, Сергеем Курехиным и другими музыкантами). А ее альбом "Предсказательница" значился в десятке лучших в мире.

Впервые увидев несливающуюся с толпой экстравагантную обладательницу бездонных очей, сразу захотела окунуться в неистовство ее вокальных экспромтов (что, собственно, и произошло этой же ночью, на концерте). Но прежде -- поговорить с ней...

-- Как думаете, что у меня было вначале: джаз или романс? -- загадочно спросила Валентина.

-- Романс.

-- А вот и нет. Вначале был джаз. Он вообще первичен. Человек, едва родившись, импровизирует голосом, это -- уже заявка к джазовому пению. Джаз -- моя первая любовь. А параллельно занимаюсь всем. Вот записала компакт-диск с американской авангардной скрипачкой и одновременно заканчиваю компакт старинных романсов.

-- Как соотносится желание импровизировать с таким традиционным жанром, как романс?

-- Импровизация -- основа основ. И даже в романсе постоянно ищу новые формы.

-- О вас сейчас очень мало информации...

-- Возможно, в Киеве. Кроме того, сама "нормирую" свое появление на публике. Я -- не звезда в нынешнем понимании этого слова. У меня иная стезя, иной мир.

-- Ваше участие в создании музыкального наполнения картины "Жестокий романс" толковали по-разному...

-- Это -- старая грустная история о титрах, в которых меня нет. О времени, когда мне перекрывали кислород. Дотошные зрители тогда "достали" всесоюзное радио: "Кто же это поет?" Почему-то они не поверили, что голос принадлежит молоденькой артистке, исполнившей главную роль. В конце концов, я составила романсовую программу "А напоследок я скажу" и объехала с ней все города и веси страны. А на Рязанова не обижена: он ведь по-своему "виноват", что у моих романсов появилась такая пропасть поклонников.

-- На какой лад нынче настроена Валентина Пономарева?

-- На романсовый и немножко на авангардный. Очень много насыщенной работы. Мне так хорошо! У меня свой театр. Мне приятно выходить на сцену, когда зал ломится, когда после концерта люди рыдают на моем плече: "Слушай, Валентина, ведь это все обо мне".

-- И при всем этом -- не звезда?..

-- У нас звезды -- это Аллегрова, Распутина. А я знаю, что такое ощущать себя истинной звездой: когда на международных фестивалях тебя принимают, как голливудскую приму... Да все это суета по сравнению с тем, что умер Курехин. Сережка ушел, а у меня с ним было много прекрасных концертов, пластинок. Вот ценности, для меня непреходящие, а не эта фальшивая помпа.

-- Какие литературные пристрастия у человека, столь разнонаправленного в творчестве?

-- Сейчас читаю "Аду" Набокова.

-- Странно, но я тоже...

-- Вот как!.. Сегодня пролистала прессу и вновь утвердилась в своем мнении относительно безнравственности журналистской профессии. В Москве получаю много сомнительных предложений от желтой прессы. Отгораживаюсь от этого сознательно. Знаю, что никогда не пошла бы в "акулы пера"... Да и стоит ли читать газеты, если есть Набоков, Достоевский, Чехов?

-- А искусство нравственно? К примеру, Фаулз (и не только он) считал, что оно по сути своей -- аморально.

-- Ну вот, сама себе ответила. И еще раз подтвердила, что с журналистами нужно держать ухо востро.

-- У вас фантастические наряды...

-- Сейчас я "в Зайцеве". Цыганские костюмы мне изобретает художница Тамара Деметр. А для джазовой ночи я привезла белое платье от Юдашкина.