1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №33 (288) за 20.02.99

У КАКОГО БОГА ЗА ПАЗУХОЙ ТЕПЛЕЕ?

Когда на автобусной остановке ко мне подошел респектабельный молодой человек и заговорил о Боге, я не удивился: обыденная ситуация. Удовлетворив его интерес к моим религиозным воззрениям и объяснив, что отступать от своих взглядов не намерен, хотел было закончить разговор. Но собеседник мыслил довольно интересно, и я почему-то... согласился на повторную встречу.

Трехчасовая беседа разочаровала: Вадим даже не заметил, что я варьировал между атеизмом, православием и своим собственным отношением к Богу, не вписывающемся ни в одну из существующих религий. Все его доводы сводились к отрицанию моих, в конце концов Вадим заявил, что я окажусь отступником и грешником, и "гореть мне в аду", если в воскресенье не приду на служение в такой-то кинотеатр. "Некрасиво, тривиально", -- думал я о методах моего собеседника, обладающего даром убеждения. Но, как журналисту, мне стало любопытно, что сделал бы другой на моем месте?

Решил действовать, как Вадим: подошел на Главпочтамте к женщине лет тридцати и задал тот же вопрос: "Как вы относитесь к религии?"

"Прохладно. Я боюсь, что религия, кажущаяся чем-то глубоким и чистым, может оказаться только воздушным замком. Все наслышаны о продажности священников, работавших в свое время на КГБ, немало миссионеров и сегодня отмывают деньги под прикрытием той или иной конфессии. Мне не нужны лишние разочарования".

"Сегодня религия похожа на рынок: приходишь и выбираешь себе что-нибудь привлекательное, не понравится -- другое. И все это -- от духовной пустоты и незнания, что с этой пустотой делать", -- ответил мне один философ (точнее, студент философского факультета).

Многие все же ищут, чем заполнить пустующую нишу. Некоторых потянуло к буддизму (его двойственность и туманность очень точно отражает сегодняшние настроения молодых людей). Наиболее яркой и нетрадиционной, даже экзотической, оказалась так называемая религия растафари, распространенная среди наркоманов. Она создавалась как движение негров, борющихся за свободу и переселение на Ямайку. При этом музыка регги была почти культовой, да и марихуана вписалась как нельзя лучше. Другим по вкусу антропософство, иными словами, просто любовь к людям.

Что касается мировоззрений, выдержавших проверку временем, то практически все довольно трепетно отзываются о православии: у многих оно ассоциируется с национальными чувствами. Сейчас в церковь ходят в основном люди пожилые, как считает молодежь, они больше чувствуют свою вину. Появилась и другая категория посетителей храмов: если в церковь заходят так называемые "новые русские" -- это, в глазах молодежи, скорее издевательская дань моде.

Неверующих больше всего среди 25--30-летних, очевидно, что их убеждения формировались во времена "атеистического" прошлого. Но атеистами молодых людей не назовешь: одних потому, что они вообще ничего не стремятся понять или не понять, другие веруют, но не признают даже легкого проявления религиозного фанатизма, третьи верят прежде всего в свои силы. И все же верующими себя считают 62% женщин и 46% мужчин. Такая разница закономерна: женщины склонны воспринимать религию на уровне эмоций, а мужчины -- более рационально.

На вопрос "К какой религии вы себя относите?" молодые люди ответили так: православие -- 80%, католицизм -- 9, другая христианская церковь -- 6, ислам -- 0,8, буддизм -- 0,1, иная религия -- 2% респондентов (среди них и те, кто называл поганство, изотеризм, реформаторскую церковь, евангелистскую веру). Встречались и такие, кто определялся как "просто верующие" или "верующие в своего Бога". Их немного, но это уже свидетельствует о явной тенденции отхода от традиционных религий.

Для молодежи религия становится все более индивидуализированной, и вера не нуждается в совместном совершении религиозных обрядов (только 6% респондентов регулярно посещают храмы, третья часть бывает там время от времени). Каждый из нас сам выбирает способ общения с Богом. И, как сказал один из моих собеседников, религию можно демонстративно не замечать, но когда-нибудь окажется, что жить без веры невозможно.

P.S. В материале использованы данные социологического опроса, проведенного Украинским институтом социальных исследований и Центром "Социальный мониторинг".