1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №32 (287) за 19.02.99

СПАСТИ СЕБЯ И РЯДОВОГО РАЙАНА

Прошлая неделя ознаменовалась громкой киношной премьерой: в "Кінопалаці" показали обладателя двух "Золотых глобусов" и 11 номинаций на "Оскар" -- фильм Стивена Спилберга "Спасти рядового Райана". Стереопримочки суперсистемы "Dolby" максимально подчеркнули жуткие "прелести" предельно натуралистического -- истинно американского кино...

Восемь американских солдат под командованием капитана Джона Миллера (Том Хэнкс), пройдя чудовищную "мясорубку" во время высадки на побережье Нормандии в 1944 году, отправляются за линию фронта, чтоб найти рядового Райана (Мэтт Дэмон) -- единственного уцелевшего сына многодетной матери. Почему и ради чего восемь человек рискуют жизнью? И вообще, что есть одна человеческая жизнь -- улыбка, слезы и смех -- на фоне вывернутых кишок, оторванных ног и пробитых черепов миллионов? Что выбрать в фатальной дилемме -- выполнение поставленной свыше задачи или сохранение хотя бы одной человеческой единицы? Справедливости ради заметим, что Спилберг -- отнюдь не первый, кто задает такие вопросы. Да и не единственный, кто оголяет всю непривлекательность человекоубийства. И все же о борьбе людей с людьми, а не "самого читающего народа" с "фашистским отродьем" с такой убедительностью мало кому удавалось "вещать" целых два с половиной часа.

Возможно, кое-кто увидит в "Спасении" лишь хорошо костюмированную, мастерски слепленную и потому захватывающую эпопею о войне (все это имеет место быть, ибо антураж, костюмы и две тысячи единиц оружия созданы на самом высшем уровне, да и актеры перед съемками прошли суровый вышкол в военном лагере -- ели сухие пайки, спали в грязи и холоде). Однако Спилберг остался верен себе: эпический размах, непафосный, но завораживающий драматизм, тонкий, искусно вплетающийся в сюжетную канву психологизм и, конечно же, приторный -- типично заокеанский -- финальный мелодраматизм. Явно лишний. Как и потоки крови, буквально заливающие с большого экрана онемевшего от ужаса зрителя. Порой казалось, что физически ощущаешь, за какую эмоцию тебя "берут", куда ведут и чем там по голове шандарахнут... Последнее -- явный атрибут хорошего, действительно качественного коммерческого кино. И неужели именно американцы по истечении 54 лет поняли и воплотили "в картинке" то, что мы осознали давно, но воплотить так и не сумели? А может, все дело -- в правде, которая, как известно, в том, что ее нет? И война будет вспыхивать до тех пор, пока по земле ходят хотя бы два человека?..