1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №137 (392) за 27.07.99

ЧЛЕНЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА "ГОРЯТ" НА РАБОТЕ

Искусство управления требует жертв: в минувшее воскресенье Президент Леонид Кучма потребовал от премьера Валерия Пустовойтенко в течение двух недель представить предложения по увольнению членов правительства, виновных в кризисе на рынке нефтепродуктов.

Но Валерий Павлович днем раньше сам упредил требование главы государства, назвав имена "агнцев", которые, по его мнению, должны пойти на "заклание": это первый замминистра экономики Анатолий Врублевский, плохо спрогнозировавший ситуацию на рынке нефтепродуктов, и замминистра энергетики Владислав Тарашевский, "не обеспечивший стабильную работу украинских нефтеперерабатывающих заводов".

Между тем, думается, названы имена не только не всех виновников жесточайшего кризиса с "горючкой", но и не главных. Ведь отечественные нефтеперерабатывающие заводы по состоянию на 20 июля получили 7,276 млн. тонн нефти, что даже на 5% больше, чем за аналогичный период 1998-го. И к началу обвала на рынке произвели всего на 10--12% меньше нефтепродуктов, чем год назад. Нет, не здесь "собака порылась". Основная причина разразившейся катастрофы -- в резком падении (примерно вдвое) объемов импорта готовых нефтепродуктов, в основном российского и прибалтийского производства, что вызвало их дефицит на украинском рынке и, как следствие, трехкратное удорожание. Если за первое полугодие 1998-го в Украину было ввезено 901,9 тыс. тонн импортного бензина и 763,9 тыс. т дизтоплива, то за январь--июнь нынешнего -- соответственно 417,9 и 501 тыс. тонн.

Проследим динамику объемов импорта бензина: январь -- 80,47 тыс. тонн, февраль -- 157,94 тыс. т, март -- 103,52 тыс. т, апрель -- 9,78 тыс. т (вот откуда берет истоки нынешний кризис), май -- 20,12 тыс. т, июнь -- 16,23 тыс. т. Причиной того, что импортеры "перекрыли краник", эксперты называют принятие правительством 23 марта постановления, приостановившего ряд таможенных льгот для предприятий с иностранными инвестициями, в том числе при таможенном оформлении товаров, ввозимых ими на территорию Украины. Мотивировался такой шаг стремлением приравнять условия деятельности совместных предприятий и инофирм к тем, в каких работают их отечественные коллеги. Но капризному иностранному капиталу эдакий финт пришелся не по вкусу, иные фирмы стали сворачивать свою деятельность. Оно, может, и не было бы так заметно, если бы на долю совместных предприятий не приходилось (в благополучном первом квартале) две трети импорта неэтилированного бензина и более половины -- этилированного и дизтоплива.

Первой "покатилась голова" министра агропромышленного комплекса Бориса Супиханова, не обеспечившего должные объемы "горючки" к началу уборочной страды. Сейчас жажду на полях стараются залить азербайджанской соляркой: тремя рейсами парома в Ильичевск уже доставлено 18,5 тыс. тонн (из 500 тысяч оговоренных) дизтоплива. Кроме того, вот-вот два греческих танкера доставят еще 60 тыс. т дизтоплива, начав выполнять контракт, заключенный компанией "Укрнефтепродукты" с греческой "Полестар". В Украине уже намолочено 43% зерновых от запланированного, темпы сбора урожая даже превышают прошлогодние, но урожайность ниже, чем в 1998-м, а потери, судя по оперативной информации с мест -- выше. Стало быть, последствия бензинового кризиса уже в конце лета -- начале осени скажутся на цене продуктов питания: что бы ни говорили государственные мужи, успокаивая общественность, хлеб наш насущный с неизбежностью подорожает.