1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №52 (307) за 20.03.99

"ФОРД" РАСШИРЯЕТ СВОЮ ИМПЕРИЮ

На прошлой неделе акционеры шведской компании "Вольво" наконец одобрили сделку по продаже за 50 млрд. крон ($6,45 млрд.) подразделения легковых автомобилей "Вольво Карс" американскому автомобильному концерну "Форд". Окончательно сделка будет оформлена после утверждения в антимонопольных комитетах США и Швеции.


"Отец" "Форда" Жак Нассер и глава "Вольво" Лив Йоханссон
рукопожатием скрепляют союз
В собственность американской компании переходят мощности "Вольво" по выпуску легковых автомобилей, включая три главных сборочных производства, два моторных завода в Европе, а также исследовательский центр в Гетеборге. В результате такого объединения "Форд" станет владельцем сразу семи престижных марок легковых автомобилей: Форда, Линкольна, Меркьюри, Мазды, Астор Мартин, Ягуара и -- Вольво. "Вольво" давно подыскивала себе стратегического инвестора, согласного не вмешиваться в структуру сложившихся трудовых отношений. Так, в 1993 году сорвалась ее сделка с "Рено"; в июле прошлого года намечался деловой альянс с концерном "Фольксваген"; пытался купить "Вольво" и "Фиат", но "Форд" сделал предложение первым, причем удовлетворился половиной производства -- и ему было отдано предпочтение. Свою роль здесь сыграл и тот факт, что "Форд" традиционно исповедует заповедь своего основателя: "Не лезь с ремонтом в то, что работает". По крайней мере, "Ягуар" и "Мазда" работают здесь на правах автономии. И шведы решили продать свой национальный символ в иностранное владение во имя будущей перспективы. Шведские менеджеры считают, что разработка следующего поколения автомобилей с суперэкономичными или гибридными двигателями будет не по силам компании и решили сосредоточиться на производстве грузовиков, автобусов, авиационных и судовых моторов, а также оборудования для тяжелого машиностроения. "Отпочковавшаяся" таким образом шведская компания будет называться "Вольво Групп". Дальше -- больше. По данным "Файненшл таймс", "Вольво" за $663 миллиона приобрела 13% акций шведской компании "Скания", обогнавшей ее в прошлом году в Западной Европе в секторе тяжелых грузовиков и ведет переговоры о покупке корпорации "Неви-Стар", одного из ведущих в США производителей автобусов и грузовых автомобилей. Таким образом шведы рассчитывают провести рационализацию своего производства, сократив около 15% сотрудников (на предприятиях "Вольво", разбросанных по всему миру, работают 39 тысяч человек). Слияние "Форда" и "Вольво", безусловно, -- событие намного скромнее недавнего образования конгломерата "Даймлер--Крайслер", зато именно оно способно резко изменить соотношение сил на европейском рынке. Свои опорные пункты для проникновения в Германию и Великобританию "Форд" создал еще до Второй мировой войны, а сейчас его можно считать наиболее европеизированной американской корпорацией, имеющей заводы в Бельгии, Германии, Испании, Португалии, Великобритании и Франции. Так что после нового приобретения "Форд" станет вторым производителем в Европе, уступая лишь "Фольксвагену" и значительно усиливая свои позиции в конкурентной борьбе с ним и "Даймлер--Крайслер". Кроме того, с приобретением "Вольво" компания заполняет брешь в своей номенклатуре автомобилей высшего и среднего класса, между машинами типа "Ягуар" и "Таурус". По условиям договора "Форд" приобретает право на торговую марку Вольво, которая во всем мире ассоциируется с надежностью, безопасностью, экономичностью и качеством, для легковых автомобилей. За шведским "Вольво-Групп" право использовать эту марку сохраняется применительно к выпускаемому в дальнейшем "грузовому" ассортименту. Право использования торговой марки разрешает "Форду" через несколько лет выпустить, например, джип и поставить на него характерную шведскую эмблему. Есть мнение, что американцы на этой сделке переплачивают примерно вдвое. Однако в данном случае "Форд" получает заведомо прибыльную компанию с современным оборудованием, к тому же недавно закончившую разработку новой базовой (80-й) модели, инвестиции в которую составили 25 млрд. крон ($3,2 млрд.). Такой задел, по сути, гарантирует получение устойчивой прибыли в течение нескольких лет без дополнительных капиталовложений. На таких крупных слияниях, особенно в кризисные времена, фирмы рассчитывают сэкономить значительные средства на сокращении избыточных производственных мощностей, снижении затрат на проведение научно-исследовательских работ и оптовых закупках комплектующих, которые обычно составляют примерно 60% стоимости авто. Однако статистика свидетельствует, что сокращение расходов в объединенных компаниях происходит медленнее, чем изначально рассчитывали менеджеры, а каждые два из трех таких слияний заканчиваются неудачей. Здесь, видимо, сказываются различия в корпоративной культуре управления, что приводит к еще более дорогостоящим проблемам, особенно если объединяются компании из разных стран. Но пока Жак Нассер, управляющий компании "Форд Моторс", считает, что "Вольво Карс" весьма гармонично впишется в их фирму, что позволит довести производство до миллиона автомобилей в год. Но... кроме согласия акционеров, предстоит еще получить "добро" от правительств и комиссии Евросоюза.