1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №205 (208) за 24.10.98

В ЭТОЙ КРОВАТИ СПАЛИ ГИТЛЕР СО СТАЛИНЫМ

В Севастополе есть апартаменты, где сидели за одним и тем же столом, в одном и том же кресле, спали в одной и той же кровати... Гитлер и Сталин, Геринг и Дениц, Ворошилов и Хрущев, Булганин и Высоцкий, Титов и Басов, Кекконен и Терешкова. Конечно, в разное время, но это отнюдь не умаляет достоинства поистине уникального "музея", в качестве такового известного лишь горстке людей.

Речь идет о яхте "Ангара", приписанной к Черноморскому флоту России и сегодня имеющей более чем скромный статус "плавказармы". Но едва ли еще какое-нибудь судно в мире может похвастать столь блестящей историей.

...В октябре 1940-го на мачте судна управления подводным флотом "Aviso Hela" взметнулось знамя с черной свастикой, ударилась о борт, брызнула пеной и осколками бутылка французского шампанского, и корабль, построенный по последнему слову техники на гамбургской верфи "Штюлькен", сошел со стапелей. Его принял под свое начало легендарный адмирал Дениц, командующий подводными силами фашистского рейха. Не раз бывал на "Aviso Hela" и сам Адольф Гитлер, главнокомандующий германскими войсками. Учитывая статус судна, старые мастера-корабелы Гамбурга строили его, казалось, на века. Прочные трапы, просторные каюты, машинное отделение, где все механизмы притерты и являют собой слаженный ансамбль поршней, цепей, винтов крепежа, способный выстоять в штормах и походах еще полсотни лет.

После поражения Германии во Второй мировой войне корабль в качестве трофея достался Советскому Союзу, был переименован в "Ангару" и до мая нынешнего года оставался военным судном в составе ЧФ России. В точности повторяя калейдоскоп истории, сменялись его хозяева. Вначале военный трофей было отдан в личное (!) распоряжение Иосифа Сталина, который, по преданию, любил изящный и вместе с тем -- мощный корабль. В шестидесятых "Ангара" стала правительственной яхтой, а затем -- кораблем управления ЧФ России. И только в этом году здесь впервые "прописался" гражданский экипаж под командованием капитана 2 ранга в отставке Виктора Клименко.

Вместе с капитаном мы обошли, почитай, весь корабль. Но вот и главная, "гостевая" каюта. Задумана она без особой помпезности, но уважение вызывает сразу. Кресло, в котором сиживали люди, повелевавшие судьбами миллионов, казалось, сработано от силы год-два назад. Капитан признался, что хотел в свою каюту перенести одно из знаменитых кресел. Куда там! Немцы сначала делали мебель, а потом уже монтировали "коробку" парадных морских апартаментов для высоких гостей. Так что кресло не "вписалось" в параметры дверного комингса -- и осталось на своем законном месте. Казалось, остатки былой роскоши словно цепляются друг за друга, сопротивляясь попыткам разъединить их.

К слову, Виктор Клименко в 1957 году непосредственно участвовал в испытаниях атомного оружия СССР на Новой Земле, выполнив приказ вести свое судно-спасатель в эпицентр надводного взрыва через час после того, как над южной излучиной Новой Земли вырос атомный гриб. И ничего, бодро выглядит сегодня старый морской волк с огромным крестом на груди и в цвета индиго форменной капитанской рубашке.

Мы покидали "Ангару", переполненные впечатлениями. К волнующему чувству от соприкосновения с историей примешивались горечь и недоумение. Ну почему так получилось, что какой-то "оловянный" служака припечатал уникальному кораблю сегодняшнее суконное название "плавказарма", не только оскорбляющее слух, но и несовместимое с его историческим прошлым, с призраками великих людей, плававших на нем, какими бы демоническими ярлыками не увешивали их политологи и какими бы неисчислимыми бедами для миллионов людей не обернулись их безумное властолюбие и политическое безрассудство.

А кроме того, осталось острое ощущение нашей славянской расточительности, небрежения теми блестящими возможностями, которые буквально валяются под ногами. Ведь сюда, на "Ангару", можно хотя бы на время летнего сезона открыть туристический маршрут, прибыль от которого перекрыла, быть может, половину долга за электроэнергию, который имеет Черноморский флот РФ перед Севастополем. Ну скажите на милость, кто из отдыхающих пожалеет выложить пару-тройку гривен за возможность сфотографироваться в каюте, где ночевали Сталин и Гитлер, первый космонавт, вышедший в скафандре в открытый космос, и адмирал Дениц, подписавший капитуляцию Германии?