Выпуск газеты Сегодня №213 (216) за 05.11.98
...ТОЖЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЧАСТЬЮ ВСЕЛЕННОЙ
Простота как знак оригинальности и единичное как знак целого -- кредо истинных художников икебаны, независимо от того, в каком стиле она выполнена: рикка, морибана, нагирэ, хэйка, сэйка или чока. В последнее время особое распространение получил так называемый свободный стиль, лучше всего вписывающийся в современную обстановку и соответствующий нынешним вкусам. Он подразделяется на натуралистический и абстрактный виды. Оба используют красоту и индивидуальные особенности растений, но не ограничены такими жесткими рамками, как традиционная икебана (к примеру, рикка -- вертикальная композиция, достигающая двух метров высоты; морибана -- небольшая, 20--30 см, распластанная в плоской чашке).
Хранителем секретов икебаны является Общество Икенобо, имеющее штаб-квартиры в Сан-Франциско и Киото. Последняя расположена рядом с тем самым храмом Роккакадо, где 500 лет назад появилась первая икебана. Именно от Икенобо "отпочковались" все остальные школы икебаны. В штаб-квартирах Икенобо проводятся семинары, читаются лекции для преподавателей и студентов со всего мира. Здесь они изучают традиции классической икебаны и разрабатывают ее современные формы и направления. Познавая икебану, они познают себя и Вселенную, ибо, как сказано в "Сэндэнсе" (1536 год): "Икебана существует не независимо, не сама по себе, но как звено в целой Вселенной, каждая часть которой имеет бесчисленные связи с другой".