1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №128 (383) за 14.07.99

ГЕНЕРАЛЬСКИЙ МУНДИР СМЕНИЛ НА ПОЛКОВНИЧЬИ ПОГОНЫ. И НЕ ЖАЛЕЕТ

В августе прошлого года Одесса выбрала городского голову. Победу одержал председатель облгосадминистрации Руслан Боделан. Выборы были повторными. Результаты первых, мартовских, Кировоградский областной суд признал недействительными. Основным соперником Руслана Боделана был Эдуард Гурвиц, знаменитый мэр Одессы.

"ЗА ВСЕ БЕСПЛАТНОЕ КТО-ТО ПЛАТИТ"

...Когда Боделан заявил о своем желании принять участие в выборах, многих это повергло в шок. И особенно команду Гурвица. Любой другой соперник не имел ни малейшего шанса побороть Эдуарда Гурвица. Выборы раскололи Одессу на два враждебных лагеря. Команда Гурвица делала все возможное, чтобы опорочить оппонента. И во многом ей это удалось. Даже спустя год одесситы дотошно анализируют каждый шаг Боделана, надеясь обнаружить в его действиях хоть какую-то ошибку.

Однако и в новой должности Боделан им такого шанса не дал. Ему удалось стабилизировать обстановку в городе, сбить накал противостояния горожан. И глядя на то, как решаются нынче городские проблемы, многие одесситы начинают понимать, какая именно власть им нужна.

-- Руслан Борисович, с тех пор как вы выдвинули свою кандидатуру на пост одесского городского головы, многих мучает вопрос: что подвинуло Вас отказаться от губернаторской должности и начать столь драматическую борьбу за кресло мэра? Образно говоря, Вы добровольно поменяли генеральский мундир на полковничьи погоны. Какой в этом был смысл?

-- На этот вопрос я ответил сразу же, как только объявил о том, что буду баллотироваться на эту должность. Просто у меня не было другого выхода, чтобы изменить обстановку в городе к лучшему. Находясь на губернаторском посту, я получал объективную информацию обо всем, что творилось в Одессе. И безучастно смотреть на то, как команда Эдуарда Гурвица ведет Одессу к катастрофе, я больше не мог. Увещевания, уговоры, переговоры ни к чему не привели.

Многие одесситы и особенно гости города, к сожалению, не видели истинной картины разрушения городского хозяйства. Им показывали только фасад и тротуарную плитку, которыми действительно можно любоваться. Но за красивым фасадом -- аварийный жилой фонд, а под тротуарной плиткой -- пришедшая в упадок система подземных коммуникаций и еще тысячи других проблем, от которых прямо зависит жизнеспособность города.

Бесплатный для населения электротранспорт -- бесспорно, дело хорошее. Но за все бесплатное рано или поздно кто-то должен платить. Бесплатная эксплуатация электротранспорта в течение четырех лет привела к тому, что Одесса едва не осталось без трамваев и троллейбусов, а зарплату электротранспортники не видели с 1996 года. И так по многим позициям. Долг города различным предприятиям, организациям и фирмам превышает 270 млн. грн. По сути, это двухгодичный бюджет Одессы.

Конечно, нельзя сказать, что этот долг возник только по субъективным причинам. Были и объективные. Город, как и любой другой населенный пункт страны, должен за газ, за электроэнергию. Но бюджетный дефицит во многом создавался и благодаря "прогрессивным" методам руководства. До сих пор мы объясняемся в судах по поводу муниципального займа. Выводы следственных органов по этому делу однозначно говорят о том, что 33 млн. заемных средств уплыли в неизвестном направлении.

Что это -- ошибка или умысел? Я не следователь, чтобы однозначно ответить на этот вопрос. Но элементарный анализ, здравый смысл подсказывает: заранее было известно, что средства, привлеченные этим широко разрекламированным муниципальным займом под 50 процентов годовых, не дадут инвестору обещанной прибыли. Зато с какой помпезностью все это было обставлено! Мы, мол, начинаем строительство жилья в городе. Все аплодировали.

Да и я радовался, что в городе возрождается жилищное строительство. Но, если б эти деньги были вложены в какое-то конкретное дело и конкретно на них были бы построены несколько домов или паркингов, которые со временем принесут прибыль... Так нет же. Их вложили в строительство порядка 20 объектов, причем с самого начала было ясно, что этих средств не хватит для завершения работ. Дом стоит полтора миллиона гривен, а на его постройку выделено всего 200 тысяч. Сегодня мы столкнулись с практической стороной этого вопроса. Дома стоят недостроенные. А мы решаем, что предпринять, чтобы рассчитаться с вкладчиками.

Я ТЕБЯ ПОРОДИЛ, Я ТЕБЯ И...

-- Так что же это было -- глупость, неумение считать или что-то еще?

-- Думаю, здесь присутствовало и то, и другое, и третье, о чем вы спрашиваете наверняка. Точно известно, что городские деньги через различные банки, в том числе и прибалтийские, переводились за границу. И я не думаю, что это делалось с какой-то благородной целью. Тут пусть скажет свое слово следствие.

К сожалению, подобных примеров можно привести десятки и даже сотни. Ну, а насчет генеральских и полковничьих погонов... Лет десять назад, когда существовала строгая партийная иерархия, такой переход, наверное, означал бы политическую смерть Руслана Боделана. Но сейчас лично я не вижу в этом ничего сверхъестественного. Какая разница, где работать? Главное -- чтобы эта работа приносила людям пользу. И, поверьте, это не просто красивые слова.

Но -- еще раз повторюсь -- именно с губернаторских высот хорошо было видно, как город погружается в глубокую яму, поэтому я и принял всесторонне взвешенное решение идти на выборы. К тому же я чувствовал личную вину за то, что господин Гурвиц не без моей помощи пришел к руководству городом. Мне нравились его энергия, напор, тем более, что наши желания сделать Одессу процветающим европейским городом совпадали. Со временем я понял, как сильно ошибался. К сожалению, свою энергию г-н Гурвиц направил не на созидание. А свои ошибки стараюсь исправлять самостоятельно.

САМОЕ БОЛЬШОЕ ЗЛО ДЛЯ ГОРОДА -- ЧЬЯ-ТО МОНОПОЛИЯ

-- Одним из Ваших предвыборных обещаний был пункт, гарантирующий постепенное восстановление промышленного производства в Одессе, сокращение безработицы. Еще в бытность Гурвица мэром по местному телевидению показывали наших коммунальщиков, оставшихся без работы. Гурвица уже нет, а мусор продолжает убирать "Альфатер", да еще, как мы слышали, берет город за горло. Почему так происходит?

-- Недавно на встрече с одним из руководителей этой фирмы я открытым текстом сказал, что самое страшное в социальном плане для города, когда в нем создаются монопольные предприятия. Очень хорошо, что немецкая фирма "Альфатер" пришла в наш город убирать мусор. Большие "Мерседесы", красивые мусорные контейнеры, прекрасная работа. Но сейчас руководство фирмы требует, чтобы город рассчитался с нею за два с половиной года. Я прекрасно понимаю их желание получить деньги за свою работу. Город просит потерпеть чуть-чуть. Ведь все это время терпели. Но "Альфатер" не хочет. Грозится убрать с городских улиц свои контейнеры и прекратить вывоз мусора. Страшно представить, чем грозит это миллионному городу да еще в такую жару.

Сейчас мы наладили производство мусорных контейнеров, провели переговоры с фирмой "Вольво" на предмет закупки техники. Но, чтобы сломать систему монополизма, нужно время и, естественно, деньги. Если бы только "Альфатер"... В городе создана монопольная система по продаже хлеба, крупнейшими хлебозаводами Одессы владеют киевские фирмы. Они не раз пытались диктовать свою политику в отношении цены на хлеб. Мы же прорабатываем вопрос о том, чтобы в коммунальной собственности были свои хлебозаводы.

Ну, а по поводу возрождения промышленности в городе могу сказать, что горисполкомом принята специальная программа, которая стала приносить свои результаты. С начала года рост промышленного производства составил 10,7 процента.

НЕВЕРОЯТНО: ЕСТЬ ГОРЯЧАЯ ВОДА!

-- Руслан Борисович, а вы знаете, что больше всего поразило нас в этот приезд в Одессе? Из крана летом течет горячая вода.

-- Вот видите, вас это поразило. А ведь вода, и горячая и холодная должна течь из крана круглосуточно. Это нормально для любого города. И мы, как видите, не кричим об этом на всех углах, как о чем-то сверхъестественном, не лезем в телевизор с возгласами: "Ах, какие мы молодцы!". Люди такие вещи должны воспринимать спокойно, как само собой разумеющееся. А горисполком обязан их этим обеспечить. И каким трудом это достигнуто, горожан волновать не должно. Иначе для чего же тогда нужна городская власть?

Проблема обеспечения города водой родилась вместе с Одессой. По одной из легенд, если прочитать название города по-французски наоборот -- Одесса переводится как "безводная". Водозаборная станция "Днестр" -- в 60 км от города, и на пути к Одессе в этот водопровод не врезался разве что ленивый. Воды катастрофически не хватает. Особенно летом, когда она нужна для полива полей. И мы вынуждены подавать воду в дома и на предприятия по графику.

Недавно принимал посла Бельгии. Я сказал ему, что в Одессе бельгийские компании имели в собственности трамвай и водопровод, показал ему акции этих компаний и предложил возобновить сотрудничество. Он, конечно же, рассмеялся и сказал, что передаст наши предложения бельгийским фирмачам. Правда, и мы не сидим на месте. Наш горисполком со Всемирным банком разработал проект обеспечения города водой. Для этого необходимо порядка 120 млн. долларов. Понятно, что за год и даже два нам эту проблему не осилить. Но в ближайшие пять лет она будет снята с повестки дня. Иначе город просто не сможет нормально существовать.

-- А без чего еще Одесса не сможет существовать?

-- Если говорить о чисто коммунальных проблемах -- это вода и канализация. Как раз то, что зарыто под тротуарной плиткой.

В бытность первым секретарем горкома партии, в чем меня постоянно упрекают, у меня в кабинете была подробная карта всех подземных коммуникаций города. И я знал, где какая труба расположена, какая из них прорвет сегодня, какая через неделю и какая выйдет из строя через полгода. Правда, тогда у города были совсем другие финансовые возможности и рычаги решения этих проблем. Сегодня решать такие вопросы гораздо сложнее, и тем не менее мы их решаем. Причем капитально, так, чтобы больше к этому не возвращаться.

ЧТО МОЖНО ВЗЯТЬ С НИЩЕГО?

-- Руслан Борисович, баллотировавшись на должность мэра, вы обещали заморозить долги по коммунальным платежам. Большинство одесситов воспринимали этот пункт как один из предвыборных популистских лозунгов. Став мэром, вы претворили это обещание в жизнь, чем, бесспорно, сняли напряжение людей, годами не оплачивавших коммунальные услуги. На чем было основано ваше обещание?

-- Во-первых, я никогда не обещаю того, чего не в состоянии выполнить. Это моя жизненная позиция. Обещая заморозить долги, я прежде всего исходил из того, что это в конечном итоге должно увеличить собираемые средства. Все наши коммунальные предприятия боялись этого распоряжения как огня. Я же говорил: ну подождите вы месяц, посмотрите -- деньги станут поступать на ваши счета. Ведь долги замораживались при условии обязательной оплаты текущих услуг коммунальщиков. И точно, за месяц средства, собранные по коммунальным платежам, увеличились на 37 процентов.

Кстати, эти деньги стали единственным финансовым резервом города накануне зимы и дали нам возможность рассчитаться за газ, электроэнергию, мазут и уголь. Жизнь показала, что увеличение цены на коммунальные услуги при отсутствии нормальных зарплат приводит к одному единственному: люди перестают платить вообще. К чему привело повышение тарифов на железнодорожные перевозки? К тому, что количество грузов, перевозимых по железной дороге, резко сократилось. Это мгновенно отразилось на количестве грузов в портах, на транзите через территорию Украины. Я прямо сказал об этом на заседании Кабинета министров. Мне возражали: мол, Всемирный банк нам ставит такие условия.

Правильно, сегодня мы платим за коммунальные услуги гораздо меньше, чем в любом другом государстве, но и зарплаты у нас гораздо ниже, чем в других странах, да и еще не вовремя выплачиваются. Принимать к неплательщикам самые строгие меры? Какие? Выселять людей из квартир, что ли? Ну покажите мне хоть одного смельчака, кто готов заняться этим. Я всегда говорил и говорю -- прежде чем принять какое-то решение, надо всесторонне проанализировать, как оно отразится на людях.

-- Вы наверняка общаетесь со своими коллегами из других городов. Кому-то из них завидуете? В том плане, что у кого-то больше ресурсов, лучше финансовое положение или на кого-то больше обращают внимания верховные власти.

-- Из украинских мэров можно завидовать только Александру Омельченко. Когда я читаю в прессе, что г-н Омельченко на заседании исполкома ставит вопрос "Как использовать полтора миллиона гривен?", или когда читаю закон "О столице Украины", то по-хорошему ему завидую. Всем остальным можно только посочувствовать, а может быть, даже выразить соболезнования. Кстати, Сан Саныч недавно звонил мне и просил поделиться опытом после выборных судебных тяжб. Я сказал Омельченко, что ему мой опыт не подойдет. Слишком разные ситуации.

САМАЯ КРУПНАЯ АФЕРА ВЕКА

-- Господин мэр, среди приоритетов развития Одессы, какое место отводится Черноморскому морскому пароходству?

-- Сегодня это моя постоянная головная боль. Прежде всего из-за огромного числа одесситов, так или иначе связанных с ЧМП. Десять лет назад практически каждая третья одесская семья была связана с морем. Так что можно себе представить, насколько серьезно бьет и по семьям, и по городу развал ЧМП. Сегодня можно сказать, что в том виде, в каком ЧМП было десять лет назад, оно больше не возродится. Это однозначно. Но, может быть, оно Украине в таком виде и не нужно. В свете последних постановлений правительства напряжение вокруг пароходства должно несколько ослабиться. Но надолго ли? Город пошел навстречу пароходству. Сегодня Одесса берет на свой баланс у ЧМП жилье, объекты соцкультбыта, котельные. Естественно, это дополнительная нагрузка на городской бюджет. Но другого выхода я не вижу.

-- Строительство нефтетерминала в порту Южный имеет отношение скорее к вашей прежней должности. Но мы не можем не спросить: в какой стадии сейчас эта стройка?

-- Это вопрос, за который Боделана больше всего били и справа, и слева, и с какой угодно стороны. Выступая в Верховной Раде по этому вопросу, я заявил, что строительство данного нефтетерминала -- самая крупная афера века. Что там началось! Страшно вспоминать. Многие тогда кричали, что Боделан лишает Украину альтернативного источника поступления энергоносителей, обвиняли в предательстве интересов страны.

Но я никогда не был противником этого строительства. Я просто требовал -- покажите, докажите, предоставьте экономические выкладки о целесообразности строительства. Спрашивал, откуда придет нефть для Украины. По сей день ни на один из этих вопросов ответа нет. Проблема зависла в воздухе. И пока она не будет решена на политическом уровне, я буду сомневаться в целесообразности строительства нефтетерминала. То есть до тех пор, пока не будет подписан договор между нами, с одной стороны, и Казахстаном, Азербайджаном, Грузией -- с другой, о транспортировке каспийской нефти через территорию Украины, вкладывать в строительство терминала более миллиарда долларов считаю преступлением.

Ведь всем же известно, что рассматривается несколько вариантов транспортировки каспийской нефти на Запад. То ли она пойдет туда через Турцию, то ли через Румынию и -- как самый последний вариант -- через Украину. Представьте себе, что каспийская нефть пойдет мимо нас. Что тогда прикажете делать с этим терминалом? Шума вокруг этого строительства много. А я человек дела. И пока все кричали о строительстве крупнейшего нефтетерминала, мы вместе со специалистами молча провели реконструкцию нефтетерминала Одесского порта. Считаю, что эта работа себя уже оправдала. Сегодня в нашем порту работают мощности, способные принять как с суши, так и с моря 12 млн. тонн нефтепродуктов.

КТО ХОТЕЛ УБИТЬ МЭРА?

-- Руслан Борисович, каких-то два года назад криминальным лидером Украины, если так можно выразиться, был Крым. А теперь на первое место выходит Одесса. Недавно силами МВД проведена "зачистка" города от преступных элементов. Были арестованы бандиты, которые, по словам Юрия Кравченко, готовили ваше физическое устранение. Кстати, вам известен заказчик? Что происходит в городе?

-- Скажем так, некоторые преступные группировки выясняют отношения. Происходит перераспределение экономических сфер влияния. К сожалению, не обходится без жертв. Гибнут и бизнесмены, и представители преступных сообществ. Это острейшая проблема. И правоохранительные органы ведут очень серьезную работу по выявлению этих группировок. К сожалению, эта трагедия всего нашего общества. Ведь не является секретом факт срастания чиновничьего аппарата, в том числе и сотрудников правоохранительных органов, с преступниками. Не замечать этого не может только слепой. Поэтому первое, что мы сделали, придя к руководству городом, -- полностью поменяли отделение милиции на знаменитом одесском "Привозе". Ну и что же? Буквально недавно посмотрели, что там творится. То же самое. Я их спрашиваю: "Вас, что, каждую неделю надо менять?"

Что же касается моего физического устранения... Об этом я узнал за несколько дней до пресс-конференции Юрия Федоровича. Меня официально пригласили в здание УВД и сказали об этом, предъявив соответствующие оперативные материалы. За все время работы на посту губернатора и мэра города это уже пятое официальное предупреждение. А насчет заказчика... Вам нужны факты или слухи?

-- Можно слухи.

-- Честное слово, не знаю. Естественно, я сопоставлял, анализировал, предполагал, кому мог перейти дорогу. Но ни к чему так и не пришел.

-- Руслан Борисович, наверное, вам в первый раз узнать о готовящемся покушении было не совсем приятно. Потом уже привыкаешь?

-- И в первый раз, и в пятый состояние примерно одинаковое. Приятного мало.

-- Удовлетворены ли вы руководством правоохранительных органов Одессы и области?

-- Что касается начальника УМВД Украины в Одесской области генерала Григоренко, то я убежден, что это настоящий профессионал и, пожалуй, единственный у нас в области, кто умеет эту работу вести... Как оперативник, сыщик, следователь -- он очень силен.Я знаю: практически ни одно серьезное дело не было раскрыто без его участия.

СХОДИТЕ В АРКАДИЮ И ПОСМОТРИТЕ

-- Боделан был пионером движения "Возрождения региона". Поддерживаете ли вы сейчас связь с этим движением. Имеет ли к нему отношение парламентская фракция с одноименным названием?

-- Создавая это движение, я преследовал две цели. Первая состояла в том, чтобы оно способствовало отстаиванию региональных идей, стало мостиком между регионами и центром. Поначалу к движению относились с некоторой опаской. Вот, мол, Боделан занялся сепаратизмом. Но со временем стало ясно, что никакой это не сепаратизм, а желание самим решать свои местные проблемы. Я бы слукавил, если бы не сказал, что второй целью были выборы. А фракция в Верховной Раде к нам никакого отношения не имеет, но иногда, когда наши интересы совпадают, мы сотрудничаем.

-- Одессу называют "Жемчужиной у моря''. Насколько это соответствует действительности. И что нужно сделать, чтобы город действительно стал "жемчужиной", которая привлечет сюда множество отдыхающих?

-- А вы были в Аркадии? Нет. Так я настоятельно рекомендую вам побывать там и прогуляться по этому знаменитому пляжу. Сегодня Аркадию просто не узнать. Я был во многих странах и видел разные пляжи. Сейчас Аркадия, если и не достигла стандартов лучших пляжей мира, то приближается к этому. Недавно мы утвердили генеральный план развития побережья города и, уверяю вас, через несколько лет гости будут стремиться отдыхать именно в Одессе.

-- Трудно не задать вам еще один вопрос. Дождется ли Одесса возвращения статуса
''Порто-франко"? Что делается в этом направлении?

-- Дождавшись приезда в Одессу Президента страны, мы воспользовались его благосклонным отношением к нашему городу. Уже подписан Указ о создании в Одесском морском торговом порту на площади в 32 га, в районе Карантинного мола, зоны "Порто-франко". И я уверен, что со временем, после создания необходимых условий, Свободная экономическая зона будет расширяться.

-- Руслан Борисович, чтобы вы хотели сказать читателям нашей газеты.

-- Приезжайте в этот чудесный город. Отдыхайте. Занимайтесь бизнесом. Вкладывайте деньги в нашу Одессу.

"Круглый стол" провели
ОЛЕГ НЫПАДЫМКА, ВИКТОР КОРМИЛИЦЫН,
АЛЕКСАНДР ИЛЬЧЕНКО, АЛЕКСАНДР КОРЧИНСКИЙ