1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №187 (190) за 30.09.98

"А ВЫ ГОВОРИТЕ -- КОРОЛЕВА..."

"Не подпасть под очарование Алисы Бруновны Фрейндлих -- женское, человеческое, актерское -- было невозможно. Она стала любимицей всей съемочной группы фильма "Служебный роман", -- пишет Эльдар Рязанов в книге "Неподведенные итоги". -- Исключительная работоспособность, самоотверженность, увлеченность ролью, беззаветное служение искусству, полное отсутствие черт зазнайства или превосходства; наоборот, самоирония, врожденная деликатность, скромность, приветливость ко всем участникам съемочного процесса, душевная предрасположенность к людям -- такова Алиса Бруновна в жизни. И еще надо к этому прибавить ее светлый, лучистый талант, дающий радость, излучающий тепло, согревающий души".

Жаль, что актриса такого уровня и воистину всенародного признания в последнее время почти не снимается в кино, а отголоски ее театральных работ в Петербурге и Москве доходят до Украины редко и скупо. Даже фильм "Подмосковные вечера", за который Фрейндлих получила высшую российскую кинопремию "Ника", практически неизвестен нашим зрителям. А спектакль "Осенние скрипки", поставленный Романом Виктюком по пьесе Ильи Сургучева с Алисой Фрейндлих в главной роли, получил настолько сдержанные оценки критиков, что и спрашивать о нем было неловко. Но, как показывает ежедневная работа Алисы Бруновны в ее родном БДТ, не она в этом виновата. Поэтому наш разговор, состоявшийся накануне открытия нового сезона, имел слегка ностальгическую окраску.

-- Алиса Бруновна, однажды вы сказали, что в вас погиб статистик. Как подобный склад ума совместим с призванием актера?

-- Моя мама была бухгалтером, и я считаю, что предрасположенность к статистике у меня действительно имелась. Но зато отец, Бруно Артурович Фрейндлих, был известным актером питерского Пушкинского театра, бывшей Александринки. А корни наши в Петербурге -- очень давние. Моих предков привезла сюда Екатерина II. Когда она затевала строительство стекольного завода, ей пришлось привезти из Германии мастеров. И мой предок, приехавший сюда, был стекольных дел мастером. А уж потом пошла театральная династия.

Правда, она не продолжается: моя дочь Варя, хоть и окончила театральный институт и снялась в трех картинах, после рождения детей в театре и кино разочаровалась. Зато теперь у меня двое внуков: мальчику -- шесть лет, и девочке -- четыре года.

-- Сейчас мы знаем вас как ведущую актрису БДТ. Но ведь до него был театр Ленсовета. Почему вы ушли?

-- Это было в 83-м году. Для ухода была целая куча причин. Но главное -- то, что я 22 года проработала в этом театре, на мне был весь репертуар, и я почувствовала, что надрываюсь. Во-первых, нужен был какой-то тайм-аут, а во-вторых, хотелось ощущения новизны. Надо было все начать сначала. Произошла пробуксовка, бег на месте. И мне казалось, что, если начать с нуля, появится острота ощущений и ответственность.

Кроме того, БДТ -- театр мужской. В свое время там были очень хорошие актрисы: Татьяна Доронина и Наталья Тенякова, уехавшие в Москву. Поэтому, видимо, Георгию Александровичу Товстоногову нужна была актриса. Он звал меня к себе еще лет за пять до того. Но мне понадобились эти годы, чтобы угомонить свою совесть и смириться с тем, что я бросаю свой театр. Игорь Владимиров реагировал на мой уход очень болезненно. Он говорил, что управится и без меня. И надо сказать, какое-то время театр Ленсовета еще существовал. Все-таки Игорь Петрович создал хорошую труппу. А потом он постепенно невзлюбил тех, кто был в ту пору, когда мы все работали вместе, стал неважно относиться к основной труппе, и актеры разбрелись. Ушел Михаил Боярский со своей женой Ларисой Луппиан, ушли Равикович, Мазуркевич и другие артисты. У Владимирова вообще была тенденция выращивать молодежь. В итоге у него образовалась молодежная труппа. Но такого ансамбля, как наш, уже не получилось.

ТЕАТР ПОГИБНЕТ, ЕСЛИ НЕ ПРИДЕТ ЛИДЕР

-- Мне кажется, что сейчас и у БДТ есть проблемы. Товстоногова заменить невозможно...

-- Я всегда была ведомой, и никогда -- ведущей. Вначале за меня думал Игорь Владимиров: как меня повернуть, что использовать из моих возможностей. А сейчас об этом никто не думает. Кирилл Лавров, будучи художественным руководителем БДТ и при этом не являясь режиссером, естественно, на эту тему не размышляет. Актеры барахтаются, как могут, пытаясь сохранить какие-то традиции. Я думаю, что театр в конечном счете погибнет, если не придет новый лидер. Кирилл Лавров -- очень совестливый человек, он свято чтит Товстоногова -- и это прекрасно. Но он не режиссер, он не может разложить этот пасьянс, чтобы использовать уходящие силы главной товстоноговской труппы.

Моя любимая роль -- леди Макбет, за нее я получила питерскую театральную премию "Золотой софит". В "Вишневом саде" я играю уже не Раневскую, а Шарлотту. До этого у меня было две Шарлотты, в театре Ленсовета и в "Современнике". Со смертью Владислава Стржельчика из репертуара БДТ ушло несколько спектаклей, и мы сознательно не хотим их восстанавливать. Ушли "Пылкий влюбленный", "На дне" и наш с ним совместный самостоятельный спектакль на двоих "Старомодная комедия". Мы так любили этот спектакль! Мы сами его делали, он не принадлежал ни одному театру, мы ездили с ним и в Аргентину, и в Израиль.

ПОЗНАКОМЬТЕСЬ: ЭТО -- МУЖ АЛИСЫ БРУНОВНЫ

-- Актерские семьи -- это особый мир. Наверное, вашим трем мужьям было не очень легко иметь жену-актрису, да еще такую популярную, как вы?

-- Я не могу сказать, что моя жизнь сложилась неудачно. Все мои мужья были прекрасные мужики. Я сохранила с ними очень хорошие отношения. Но ни одного из них не оставляла в покое ревность. Первый муж -- мой сокурсник, студенческая любовь. Он очень страдал, когда меня брали в театр, а его -- нет. А если и брали, то при мне.