1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №192 (195) за 07.10.98

ВОДКУ ПЕЙ, СПАСАЙ БЮДЖЕТ!

Арифметика августовского постановления правительства была проста: в два с лишним раза увеличиваем акцизный сбор на спиртное отечественного производства -- и "водочными" деньгами наполняем бездонную бочку госбюджета. А вышло, как всегда, -- то есть с точностью до наоборот: уже в августе реализация спиртного упала вдвое, и волком взвыли спирто- и ликеро-водочные заводы, стремительно теряющие рынки сбыта. Пришлось правительству идти на попятную, возвращаясь практически к прежним ставкам акциза. А ведь такое развитие событий было нетрудно предвидеть...

АЛКГОЛИК -- СПАСИТЕЛЬ ОТЕЧЕСТВА

Нынче поллитровка ординарной водки в магазине стоит до 7 грн., тогда как до введения повышенного акциза -- до 4-х. На первый взгляд, очень неплохой "навар" -- почти 3 грн. с бутылки. Если бы его направить прямо, а не по существующему рыночному лабиринту, то за счет отечественного алкоголика действительно можно было решить самую злободневную бюджетную проблему -- выплату пенсий и зарплат. Ведь не случайно алкоголик во все времена был любимым дитятей государства: вспомним опыт Ивана Грозного, Петра Первого, экономистов эпохи нэпа. Впрочем, лучше рассмотрим по порядку, кто же реально выиграл, а кто -- проиграл от "алкогольного" постановления.

Сегодня себестоимость бутылки водки составляет для завода чуть больше 1 грн. В этой гривне уже заложены и заработная плата, и амортизация оборудования. Государство разрешает заводу на каждую гривню затрат заложить в отпускную цену примерно 25--30 коп. прибыли. То есть предприятие получает источник уже для расширения производства: повышения квалификации работников, совершенствования технологии и т.д. Естественно, не в условиях возвращающейся инфляции, которая "съедает" основную часть прибыли раньше, чем выпивается "горькая".

Оттого, что государство, кроме 20% НДС, добавляло к отпускной цене предприятия порядка 2 грн. нового акциза, производителю было ни холодно, ни жарко. Эти деньги должны были перечисляться в госбюджет. С завода водка обычно попадает к торговцам-оптовикам, которые добавляют к отпускной цене собственные расходы на транспорт и зарплату, суммы налогов и сборов, и опять же, естественно, прибыль. А уж затем родимая поступает в магазин, кафе или ресторан, где формируется ее розничная цена, исходя из затрат, связанных с реализацией, и размеров торговой надбавки. Словом, все как всегда. Разница была лишь в том, что все "накрутки" в геометрической прогрессии, процент на процент, ложились на отпускную цену завода, раздутую из-за нового акциза.

Эту деталь не учли или проигнорировали авторы идеи мгновенного наполнения бюджета. Результат? По словам Владимира Гончарука, председателя Госкомитета по монополии на производство и оборот спирта, алкогольных напитков и табачных изделий, в августе предприятия Украины произвели 517 тыс. декалитров ликеро-водочных изделий против 1200 в предыдущие месяцы: спрос на резко вздорожавший веселящий товар упал. И бюджет остался при своих интересах.

КТО ЖЕ ВЫИГРАЛ?

Легальная торговля, несмотря на номинальное повышение наценок, -- проиграла. Нелегальные спекулянты, делающие разницу на оптовой и розничной цене, потеряли, но немного. Раньше они покупал водку на оптовом рынке по 3 грн. за бутылку и продавали по 4--4,5 грн. Сегодня бутылка у них круглые сутки стоит 5--6 грн. при оптовой цене в 4--5. Эта категория торговцев проявила присущую ей гибкость: чтобы не потерять клиента, не стала "сдирать шкуру" с пьющего контингента. И, наконец, третья группа, которая сегодня буквально процветает, -- торговцы самогоном.

Из общения с ними удалось выяснить, что до введения новых акцизов они предпочитали работать по схеме "производитель (как правило, житель пригородного села) -- продавец (киевлянин)". Рентабельность схемы была довольно высока, но было в ней одно слабое звено: основная масса завсегдатаев "рюмочных", особенно во "внеурочное" время, все-таки предпочитала "казенку". Это было надежнее, даже если немного дороже. Но -- если немного! Введение акциза вышвырнуло выпивох из "кабаков", заставив искать "бабушек", со стаканом наизготовку ожидающих клиента: "А уж моя-то -- на чистом сахаре, на травках настояна..." Самогон в считанные дни не только вернул утраченные было позиции, но практически вытеснил из "уличного ресторана" водку. Вернулась и старая, времен антиалкогольного указа, схема: сам произвожу -- сам продаю. Тем более, что государство пообещало, что цены на сырье -- сахар -- не вырастут. Беремся утверждать, что в эту минуту даже во многих престижных жилых домах Киева монтируются самогонные аппараты. Цена бутылки самогона достигла 4 грн., то есть рентабельность ее производства -- 500%!

Мало того, сей напиток норовит "вытечь" из "тени" на ясно солнышко. Рыночная торговка самогоном на полном серьезе заявила: "Я не боюсь санэпидстанции -- пусть придут и проверят мое сырье и технологию. Я готова зарегистрироваться как частный предприниматель и исправно платить налоги. Это будет выгоднее, чем платить за место на рынке и за услуги "оберегающих" меня структур".

Торговцев водкой "в законе", спекулянтов и продавцов самогона сегодня объединяет одно: все они оперативно подключились к денежной трубе, проложенной, как предполагалось, в направлении госбюджета. Диаметр самой "трубы" после этого подключения заметно сузился. А вот вернет ли ей прежнюю наполняемость давешний шаг назад с акцизами -- покажет время. Как известно, всегда легче "сдать" рынок, чем потом вернуть его.