1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №136 (391) за 24.07.99

ПОПЬЕШЬ ЧАЮ ИЗ ЗАГАДОЧНОЙ ЧАШКИ -- ФИЛОСОФОМ СТАНЕШЬ...

Любовь Трофимова -- "вольная художница". Она работает в общественной организации -- в обществе книголюбов. Их предприятие "Основа" хочет и может выпускать коллекционные чашки.

НАШЕ "БЕЛЬЕ" СЕРОВАТОЕ, НО ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ПОЛЕЗНОЕ

-- Люба, откуда такая странная мысль: изобразить на чашках не специфические посудные рисунки, а настоящие картины Ирэн Роздобудько?


-- Не знаю -- так я увидела... Просто подумала, что очень приятно будет пить чай из посудины, на которой нарисован (и очень профессионально!) целый философский сюжет. Вот эта чашка из серии Ирэн Роздобудько "Тлумачення сновидінь" под названием "Уходящие" как раз на моей волне. А когда я увидела рыбку-Вселенную, просто пришла в восторг -- готовый рисунок для чашки! И что самое удивительное, когда я принесла рисунки на завод, то и там они сразу понравились. Правда, много их отпало по технологическим причинам: трудно передать на фаянсе уйму крохотных точечек и тончайших линий.

-- Да, душевно пить чай из таких загадочных чашек. Но мне кажется, что эти "фантасмагории" больше смотрелись бы... ну, на китайском фарфоре. Что, кошелька не хватило?

-- Во-первых, их фарфор сегодня достаточно кондовый. Во-вторых, наша чашка -- это евростандарт, так называемая офисная. Ее форма -- цилиндр -- очень хорошо подходит под графический, не посудный рисунок. А в-третьих, хотите смейтесь, хотите нет, но у меня идея фикс -- поддержать отечественного производителя. Ведь наше предприятие может заказать свои чашки на чешском или английском "белье". ("Бельем" мы называем белую чашку без рисунка.) Но мы покупаем наше. Да и немцы приезжают специально за украинским "бельем" -- оно хоть и не такое белоснежное, да считается более здоровым.

ХУДОЖНИКИ ВИДЯТ ИЗБИРАТЕЛЬНУЮ КАМПАНИЮ КАК БОЛЬШУЮ ДУЛЮ

-- Ну, хорошо, первый раз попались рисунки приятельницы, а дальше что -- заказы давать художникам?

-- Да, конечно. Но это же особые люди! Одной попробовала заказать образно говоря "кружку президентской кампании", так она мне принесла этот "образ" -- большую, профессионально выписанную, розовую дулю. Посмеялись, конечно...

-- Какие еще серии чашек думаете выпускать, такие же философско-глубокомысленные?

-- Нет. Я сейчас "больна" циклом Натальи Кулешовой "Жартівливі пісні". Она делает сюжетные рисунки в народном стиле -- очень ироничные, с подтекстом. Моя любимая -- "Пусти мене, старий діду, на вулицю погулять". Девушка просится у деда и поглядывает на куст. А он весь усеян... казацкими усами! А вот с чашкой "Я нікого не любила, тільки Петра і Данила", вышел курьез. Петро и Данило получились почему-то похожими на Маркса и Ленина. Пришлось художнице быстро изменять им физиономии. Мы очень скорбели -- было очень смешно.

-- Не боитесь браться за народное творчество? Ведь сейчас оно не в моде.

-- Ошибаетесь, люди никогда не переставали любить исконно свое искусство. Правда, в магазинах нас часто спрашивают: "Почему женщины на ваших чашках такие пышнотелые?" Но какими, простите, они должны быть, как куклы Барби?

-- А как художники отнеслись к такой идее -- встали в очередь, обиделись за бытовое применение "высокого искусства"?

-- В очередь встали. Это точно. Но, увы, по принципу -- чем хуже, тем больше очередь. Однако ко всем нужен деликатный подход. Хотим и молодых графиков поддержать, и уровня не уронить. Вот я за одним высокопрофессиональным дизайнером гонялась, как за жар-птицей. "Поймала", а он принес что-то, нарисованное "левой ногой". Очевидно думал, публика дура -- слопает. Мне такой подход претит. А иногда сами приходят, берут заказы и... не возвращаются. Так "пропало без вести" уже пять графиков. Но мы ждем -- вдруг вернутся с гениальными рисунками?

ОТЗОВИТЕСЬ, КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ!

-- Мне кажется, сейчас легче продать ширпотреб, все эти чашки в форме обнаженной толстухи или со жлобскими надписями "помни меня, Вася".

-- Наши чашки тоже берут, хотя, как мне сказали в одном из магазинов, "они не рассчитаны на рабоче-крестьянскую публику". И это правда. Мы выложили их на книжном рынке "Петровка" -- хорошо пошли. А там же, но в хозяйственном ларьке -- обратный результат. Туда люди идут купить дешевую функциональную посуду...

-- Так, может, просто дорого?

-- Нет, дешевле, чем импортный ширпотреб.

-- Вернемся к вашей главной идее -- коллекционной чашке. Какой она должна быть?

-- Высокого качества и с самобытным рисунком. И хорошо, если таких чашек -- целая серия. Но вы представляете, сколько эта чашка будет стоить? Ведь если идти от идеала, то она должна иметь номер, проставленный вручную. То есть изначально производство -- не массовое, а товар -- не ходовой.

-- Снова все уперлось в деньги...

-- Нет. Сегодня просто не существует такого понятия -- "украинская коллекционная чашка". Во всех странах есть коллекционеры посуды. Но я не знаю, есть ли они в Украине и где их искать. Говорят, объявились в Николаеве. Хочу с ними связаться. А в торговле у нас странные вещи происходят. Например, я предложила чашки с киевским сюжетом магазину "Украинские сувениры". Знаете, что они мне ответили? "У нас уже есть китайские чашки".

-- Но коллекционеру нужна всего одна-единственная чашка! Думаете, таких у нас будет много?

-- Вот поэтому мы вынуждены даже коллекционные по сути чашки выпускать в "массовом исполнении". А вообще мы просто не знаем, чего ждать от людей. Выставили, например, для пробы чашки "с песнями", подходит женщина и говорит: "Я знаю, это рисунки Кулешовой". Было приятно. Или мужчина, купивший сразу всю серию -- шесть штук. Спрашиваю: "Вам на подарок?", а он: "Да нет, просто оригинальные они".

-- Сколько времени уходит на подготовку рисунка?

-- Каждый раз по-разному, все зависит от его сложности. В среднем -- до полугода.

-- Люба, если бы к вам явился "крутой" и заказал самую что ни на есть жлобскую чашку, сделали бы?

-- Обязательно! А на эти деньги выпустила бы настоящую красивую коллекционную чашку.

-- А сама что-то коллекционируешь?

-- Да чашки же! Тех городов, где побывала. Поэтому и обидно, что нет "киевской".