1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №188 (191) за 01.10.98

С НОВЫМ ГОДОМ КИЕВЛЯН МОЖЕТ ПОЗДРАВИТЬ НОВЫЙ МЭР? ВСЕНАРОДНО ИЗБРАННЫЙ

Бо-о-льшие перемены ждут киевлян, возможно, уже к Новому году, если случится то, на что надеются народные депутаты -- представители Киева. По сведениям, полученным от некоторых из них, на текущей неделе Верховная Рада предполагает рассмотреть в первом чтении многострадальный Закон о столице Украины. Коль он начнет действовать, Киев сможет жить и развиваться именно как столичный город. Больше прав, больше свобод, больше денег, наконец, -- вот, если кратко, что получит Киев.

Как известно, парламент прошлого созыва так и не дозрел до того, чтобы принять закон, проект которого более трех лет "ходил" по его комиссиям и пленарным заседаниям. А город между тем пережил скандалы, отголоски которых докатились аж до Совета Европы. Не говоря уж о судебных разборках относительно того, какой "голова" в Киеве "головее": горадминистрации или Киевсовета. Только после мартовских выборов наступило затишье: пока что новоизбранный горсовет и горадминистрация, то есть две ветви столичной власти, ладят между собой. Но где гарантия, что этот мир не хрупок? Ведь пока нет Закона о столице, говорить об окончательном и бесповоротном спокойствии в Киеве невозможно. Да и потом, киевляне-то, в отличие от жителей других городов Украины, лишены возможности избирать себе мэра, как говорится, всем миром. Несправедливо, согласитесь! Но каковы же прогнозы: будет уже в октябре Киев "в законе" или нет? И если будет, то что за этим последует?

На сей счет я переговорила с народным депутатом Украины, киевлянином, который активно участвовал в разработке проекта Закона о столице, Владимиром Бондаренко. Мой собеседник сразу сказал, что питает очень большие надежды на то, что, без преувеличения, исторический для Киева документ будет принят в ближайшие недели. Ведь, по мнению Владимира Дмитриевича, принципиальных "закорючек" ни в совершенно новой редакции закона, ни в исправленной старой нет, и парламент, похоже, действительно созрел, чтобы дать ход этому закону. Если, конечно, не возникнет, как в прошлые годы, множество всяких "если".

-- Корень этого документа, -- говорит г-н Бондаренко, -- вот в чем. В статье 118-й нашей Конституции записано, что исполнительную власть в Киева осуществляет горгосадминистрация. Эта статья однозначно объясняется так: Киевсовету не позволено создавать собственные исполнительные органы. То есть возникает взрывоопасное противоречие. Новый же проект, который будет предложен парламенту, снимает эту проблему, поскольку в нем найден желанный, на мой взгляд, выход.

И выход этот таков. Население Киева избирает мэра, а Президент Украины в обязательном порядке вменяет ему в обязанность исполнять функции главы горгосадминистрации. Именно всенародно избранный мэр и будет формировать администрацию, которая одновременно станет исполнительным органом Киевсовета. То есть никаких противоречий между ветвями городской власти, считает народный депутат Бондаренко, уже не возникнет. Если же какие-то "если" все-таки появятся и принятие закона затянется, это позволит представителям высшей власти в Украине и в дальнейшем манипулировать в тех ситуациях, когда, например, позиция Киевсовета в чем-то не будет совпадать с позицией той же высшей власти. При этом неизбежно будут ущемляться интересы жителей столицы. В общем, по мнению депутата, Киев дошел в своей подвешенности как раз до такой черты, у которой пора остановиться и громко заявить: "Так дальше жить нельзя!"

-- Ну, допустим, -- спросила я у г-на Бондаренко, -- Закон о столице примут уже к середине октября. Что тогда? Сразу объявят в городе выборы мэра?

-- Непременно!

К слову, непредсказуемость депутатских решений, симпатий и антипатий подвигла Владимира Бондаренко на небольшой подвиг. В пользу... севастопольцев, но ради киевлян. Он разработал проект Закона о городе Севастополе и надеется вот на что. Если вдруг документ о столице "зависнет", то депутаты первым могут принять родственный, но менее спорный закон о Севастополе -- мегаполисе, к которому даже в большей мере, чем к Киеву, подходит определение "федерация". А пройдет этот закон -- быстрее примут и закон о Киеве.

Интересно, подумала я, а что сейчас, накануне принятия важнейшего документа о столице, чувствует самый главный пока в городе человек, сидящий сразу на двух креслах и имеющий, в общем-то, неограниченную власть, -- Александр Омельченко? Кстати, недавно киевский голова, он же глава горгосадминистрации, публично размышлял о недалеком будущем столицы. А конкретно -- о том, что надо бы главные управления горадминистрации сделать министерствами (они по объему работ и своим функциям на это тянут), а своих начальников управлений Александр Александрович называл бы министрами (они, дескать, тоже на это тянут)... Более того, он строго поинтересовался у руководителей "Киевэлектротранса", метрополитена и автобусного объединения, когда же они наконец придут со своими предложениями относительно того, как в Киеве создать единое городское... министерство транспорта. То есть чувствовалось, что г-н Омельченко намерен удержать свою власть в столице и после того, как Закон столице вступит в силу. А может, я ошиблась в своих предположениях? Поэтому обратилась к самому Александру Омельченко.

--Я и раньше настаивал, -- сказал киевский голова, -- и сейчас не отступлюсь от своего мнения, что город Киев как столица должен иметь права федерации. Не меньшие, чем имеют Москва, Париж, Лондон и даже Вашингтон, где проживают всего 800 тысяч человек. Однако тот Закон о столице, проект которого предложен Верховной Раде, пока очень скромный. Он не политический -- экономический. Но когда он начнет действовать, мы (надо полагать, власть -- Прим. авт.) пойдем дальше: предложим Устав столицы или, возможно, Положение о статусе Киева как столицы. И не исключено, что в этом документе будет написано о целесообразности создания в городе и своего правительства, и отраслевых министерств. Я четко знаю, что городские главные управления культуры или здравоохранения выполняют объемы работ большие, чем некоторые госкомитеты Украины. А скажите, пожалуйста, где еще в нашей державе есть такая концентрация городского пассажирского транспорта, как в Киеве? А такого научного потенциала? Одним словом, я -- за городские министерства.