1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №8 (263) за 16.01.99

"ЗА БУГОР" НА ПЕРЕКЛАДНЫХ -- ЭТО СОВСЕМ НЕ СТРАШНО

Счастливое меньшинство населения, которое при деньгах, давным-давно определилось: Рождество надлежит встречать в Праге, Новый год -- в Финляндии или, на худой конец, в Париже, а зимний отпуск проводить в сердце Европы -- Швейцарии. Отпускники с более скромными материальными возможностями (а таких, как известно, большинство) в пору зимних праздников по традиции устремляются в родное Закарпатье. А еще -- с некоторых пор активно осваивают вполне доступные горнолыжные курорты Словакии.

Собираясь в Татры, большинство путешественников-новичков по-прежнему полагаются на поддержку туристических фирм. Не только из-за опасений остаться без гостиничного номера, боязни языкового барьера и неуверенности в успехе "одиночного плавания" по не вполне благополучной стране, но и просто из-за страха перед неблизкой дорогой. Стоимость недельного тура в Словакию (поезд--автобус) сравнительно невелика: для киевлян обычно она составляет 250--270 долларов плюс сотня--полторы гривен. Но! Большинство предложений жителям столицы сводится к путешествию поездом "Киев--Прага" с пересадкой на автобус в Кошице либо в Братиславе. И в стоимости путевки расходы на такую дорогу как раз и составляют очень существенную долю общих затрат. Проезд по железной дороге до Кошице стоит 176 грн., до Братиславы -- 261 грн. Не стоит забывать также, что на каждом путешественнике турагентство зарабатывает от 50 до 150 грн... Так не подумать ли о самостоятельном вояже, как это давно делает вся приграничная Западная Украина?

Изнеженному и подозрительному киевлянину, даже обремененному большой поклажей, не стоит пугаться дополнительной пересадки с поезда на автобус в пограничном Ужгороде (скорым поездом из Киева вы сюда доберетесь за ночь: в купейном вагоне -- за 37 грн., в плацкартном -- всего за 24). Автовокзал -- в паре сотен метров от железнодорожного. Автобусы ходят очень часто. В Ужгороде вы будете приятно удивлены тем, что стоимость туристического ваучера (в условиях безвизового режима между Украиной и Словакией он необходим для пересечения границы и поселения в гостинице) составляет не $10, как в Киеве, а всего 4--6 грн.

Здесь же -- к сожалению, только у вокзальных менял -- вы сможете "конвертировать" гривни в словацкие кроны, причем по вполне приемлемому курсу: 100 грн. к Sk900 (средний курс Нацбанка Украины -- 100 грн./ Sk1160). Такой обмен может оказаться более выгодным, если, не имея в запасе долларов на путешествие, вы вздумали бы покупать их по курсу киевского черного рынка, достигшему 4,2 грн./$1. На всякий случай запомните, что в Кошице гривни вам охотно конвертируют и словацкие менялы, облюбовавшие железнодорожный вокзал. Но уже по курсу крайне невыгодному: 100 грн./ Sk500. Тамошние обменные пункты гривню, в отличие от других "мягких" валют бывших соседних соцстран, не принимают. Имейте также в виду, что западнее Кошице гривня вряд ли кого заинтересует. В Братиславе -- уж наверняка.

Отнюдь не томительное автобусное путешествие по маршруту Ужгород--Кошице обойдется всего в 17 грн. То есть в целом, с учетом разницы в тарифах на билеты и стоимости ваучера, путь от Киева до Кошице будет стоить вам минимум втрое дешевле, чем через туроператора. Тем, кто не ездил поездом "Киев--Прага", могу сообщить, что они ничего не потеряют от тряски в довольно обшарпанном спальном купе, от "благоухающих" туалетов и, в особенности, от неизбежного несколькочасового простоя на станции Чоп, где в вагонах меняют "советские" колесные пары на европейские. Кроме того, по не вполне понятной причине таможня гораздо менее придирчиво относится к пассажирам рейсовых автобусов, нежели к железнодорожным туристам.

В Кошице оба вокзала, автобусный и железнодорожный, расположены на одной площади. Так что, сопоставив одинаковые маршруты -- их комфортабельность, продолжительность и стоимость, -- вы без труда определитесь, как добраться до конечного пункта назначения. Нельзя не заметить, что расписание выдерживается очень точно, до минуты, так что рискованных по времени стыковок опасаться не нужно. О выборе конечной точки маршрута, надеюсь, вы позаботились в Киеве -- благо, через Интернет (например, через поисковую систему Yahoo!-Travel) можно элементарно узнать всю необходимую информацию о туристических услугах даже в самой глухой провинции.

Но, торопясь к горным вершинам, подумайте: стоит ли отказывать себе в удовольствии встречи с Братиславой? Пошататься по староместским кварталам, подышать ветром с Дуная, гордо посмотреть с высоты укрепленного Града на припорошенные снежком черепичные крыши, попить, в конце-концов, свеженького бочкового "Будвайзера" или "Золотого Фазана" -- не такое уж пустое дело. Из Кошице (тоже славное местечко!) в словацкую столицу вы попадете всего за пять-шесть часов на электричке. Поездка в "обычном" втором классе (отдельные шестиместные купе за остекленными дверями, мягкие сидения с подголовниками, чистый туалет) в пересчете на украинские деньги обойдется около 22 грн. Заплатив примерно на трешку больше, можете насладиться поездкой в скоростном "Татране" класса InterCity с "самолетными" креслами, удобными столиками, с вагоном-рестораном. Имеются раздельные зоны для курящих и некурящих. А уж из Братиславы рукой подать и до Праги (чуть более 300 км), и до Будапешта (менее 200 км) -- только не забудьте заранее, в Ужгороде, запастись ваучером.

И последнее: не бойтесь языкового барьера. Бог с тем, что английский здесь знают еще хуже, чем у нас: русскую или украинскую речь бывшие братья по соцлагерю воспринимают без особых сложностей. Кстати, как мне кажется, менее предвзято, чем в соседней Чехии, -- а доброжелательность и гостеприимство аборигенов, согласитесь, -- не последняя составляющая хорошего отпускного настроения!