1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №171 (426) за 15.09.99

СЕРГЕЙ ТИГИПКО: "УДЕРЖАТЬ ГРИВНЮ -- ЭТО СЕГОДНЯ УЖЕ ЗАДАЧА НЕ ЭКОНОМИСТОВ, А ПОЛИТИКОВ"

Сегодня наш гость -- вице-премьер-министр Украины Сергей Тигипко. Почему нужно повышать коммунальные платежи? Устоит ли гривня до конца года? Где хранит свои сбережения сам Тигипко? Об этом и многом другом шел разговор за "круглым столом" в редакции газеты.

ПРЕЗИДЕНТ НЕ ХОЧЕТ, ЧТОБЫ КАБМИН ЗАНИМАЛСЯ ПОЛИТИКОЙ

-- Сергей Леонидович, в пылу предвыборной президентской кампании все чаще звучит критика в адрес Кабмина. К примеру, один из кандидатов в президенты, председатель Верховной Рады Александр Ткаченко чуть ли не каждый день заявляет, будто Кабинет министров ныне превратился в избирательный штаб Президента и кроме выборов ничем иным не занимается. Правда ли это? Вы сами, как вице-премьер, чем в эти дни занимаетесь?


-- Последняя моя встреча с Президентом как раз дает ответ Александру Николаевичу. Президент сказал: "Чтобы я не видел, что вы (то есть -- министры -- Прим. авт.) занимаетесь политикой -- занимайтесь экономикой". Первоочередная задача, которая поставлена перед правительством сегодня, -- погасить задолженности по социальным выплатам. И, разумеется, оживить экономику. Как бы там ни было, сейчас наблюдается небольшой подъем роста производства -- уже третий месяц, как растет этот показатель. Конечно, если мы занимаемся погашением задолженностей по зарплатам и пенсиям, то сегодня, перед выборами, находятся некоторые политики, которые нас именно за это и упрекают: мол, об имидже Президента заботимся... Так что же, Кабмину не заниматься этой проблемой? Не искать денег на погашение задолженностей по зарплатам и пенсиям, лишь бы, к примеру, тот же Александр Николаевич был доволен? Ну а что же касается вопроса о том, чем лично я занимаюсь в эти дни, то скажу: мой рабочий график расписан очень жестко -- занимаюсь многими экономическими проблемами. К примеру, только что вернулся из Вашингтона, где вел переговоры о выделении Украине Международным валютным фондом очередного транша кредита.

-- Мы знаем, что ваша поездка была успешной: уже известно о решении МВФ выделить Украине очередной транш кредита. Председатель Нацбанка Виктор Ющенко сказал, что эти деньги пойдут на стабилизацию гривни. Этот вопрос еще дискутируется или уже решен?

-- Средства, которые мы получаем от МВФ, поступают на счета Нацбанка для пополнения валютных резервов страны и поддержания гривны. Деньги, которые приходят от Мирового банка поступают в распоряжение правительства. Кредиты могут быть либо целевыми (в этом случае правительство расходует их на оговоренные цели), либо структурные, когда правительство может использовать деньги Мирового банка на финансирование дефицита госбюджета. Сейчас в госбюджет поступило $100 млн., которые правительство собирается потратить на запланированное в бюджете погашение долгов по зарплате и социальным выплатам, и $180 млн. поступит в резервы Нацбанка Украины.

-- В последнее время заговорили о возможном сотрудничестве Украины и Парижского клуба. Ведутся ли конкретные переговоры в этом направлении?

-- Как известно, Парижский клуб работает со структурными заемщиками -- странами-должниками. Украина сегодня не является должником, а поэтому, мне кажется, сейчас нет необходимости говорить о сотрудничестве с Парижским клубом.

ПОЧЕМУ УВЕЛИЧИЛАСЬ КВАРТПЛАТА

-- Недавно, после поездки в Вашингтон, вы заявили, что повышение коммунальных тарифов, которое требует МВФ, не повлияет на уровень жизни наших людей с малым достатком. Как отрабатывается эта схема?

-- Я ознакомился с заявлением профсоюзов, где они "прошлись" по позиции правительства относительно этого вопроса. Они утверждают, что повышать цены на коммунальные услуги нельзя. Перед этим и Верховная Рада принимала подобные решения. Такое ощущение, что многие хотят быть святее Папы Римского. Однако кроме разговоров никто не предлагает, как можно эту проблему решить. Допустим, если сейчас люди платят за все коммунальные услуги только 80% их полной стоимости, то остальные 20% кто-то должен компенсировать. Откуда брать деньги, если бюджет дополнительных средств не предусматривает? Поэтому-то и должен коммунальный сектор государству более 1 млрд. грн. за электроэнергию и приблизительно 4 млрд. за газ. Автоматически это значит, что мы перекладываем долговые обязательства этого сектора на самых бедных. Нам приходится выбирать: или разрушить энергетику, или начать погашать из бюджета долги. То же самое с газом: или мы рассчитаемся за все поставки, или доведем до того, что Россия будет считать эту сумму внешним долгом. И тогда нам придется долг оплачивать. От этого в первую очередь пострадают опять самые бедные, потому что нужно будет урезать социальные фонды, хоть сегодня и так "резать" уже нечего.

Что мы предлагаем? Надо выйти на реальную оплату коммунальных затрат и при этом платить субсидии. Сегодня их получают 1,7 млн. семей. Это обходится государству приблизительно в 2,5 млрд. грн. А на полную компенсацию всех коммунальных услуг надо 4,5 млрд. грн. Два миллиарда разницы -- уже экономически выгодно.

-- Но ведь тогда не только богатые, но и так называемые люди "среднего достатка" будут находиться в проигрыше?

-- Если мне кто-то предложит беспроигрышную комбинацию для всех, я пожму ему руку. Заниматься популизмом -- не моя работа. К тому же, я не говорю, что повышение цен на коммунальные услуги можно осуществить одним махом -- просто взять их и поднять... Мы рассматриваем около двух десятков позиций, каким образом снизить себестоимость по коммунальным тарифам. Я думаю, что один из выходов -- приватизация этого сектора. Известно давно -- где только работает частная структура, а не жэки, растет качество услуг и уменьшается их цена.

ЧТО ЖЕ С ГРИВНЕЮ НАШЕЙ СТАНЕТСЯ?

-- Как вы считаете, устоит ли гривня до конца года и какой ваш прогноз на год будущий?

-- Удержать гривню -- это уже задача не экономистов, а политиков. Все будет зависеть от выборов и как быстро после них удастся сформировать большинство в парламенте. Я уверен, что очень многие проблемы у нас на Украине от того, что нет взаимопонимания между парламентом и правительством. Кабмин все время находится в каком-то перманентном состоянии отставки. Скажите, как министру работать, если нет поддержки Верховной Рады и все время говорят, что завтра тебя хотят снять? Но стиснув зубы мы все равно пытаемся что-то решать... Если нынешний Президент будет избран на повторный срок, и ему удастся создать большинство в парламенте, и это большинство сформирует правительство, то я уверен, что у нас есть все основания для того, чтобы рассчитаться до конца года по всем социальным задолженностям, а также удержать стабильной гривню.

-- Вот вы говорите, что до конца года мы рассчитаемся со всеми долгами и ситуация значительно улучшится. Тогда как вы можете прокомментировать предположения некоторых аналитиков, что в следующем году будет жить не лучше, а еще хуже?

-- Их я не могу поддержать. Ситуация действительно тяжелая. Но не надо предаваться пессимистическим настроениям. Плохо, что у многих нет духа и веры в то, что мы все преодолеем и выйдем из кризиса. Многие плачутся, как нам нелегко. Но, скажите, разве можно выстоять с таким настроением? Кто в этом виноват? Да все. И средства массовой информации тоже. Вся страна должна понять, что от решения одного человека, какой бы пост он не занимал, далеко не все зависит. Каждый должен что-то делать. Не надо ждать, что только правительство что-то решит. Конечно, Кабмин должен создать такие условия, чтобы любой человек мог реализовать себя. Ведь почему поляки смогли преодолеть кризис? Потому что не боялись непопулярных действий, понимали, что надо потерпеть -- и все у них получится. И ведь получилось!

-- А кто у нас боится?

-- Я думаю, даже политики боятся. Яркий пример -- реакция на повышение коммунальных услуг. А мы ведь еще не поставили по-настоящему вопрос, к примеру, об админреформе, где нужно пересмотреть и сократить часть министерств и госкомитетов. Должно пройти и сокращение в Вооруженных Силах. Нужно полагаться на главный индикатор -- бюджет: может он или не может позволить себе нести груз на своих плечах.

-- А на местах кто, по вашему, играет первую скрипку -- губернаторы или директора?

-- Там, где сильный директор, он, наверное, главный, а где директор слабый, где директору выгодно говорить, что он маленький человек -- тогда есть на кого кивать -- губернатор, Президент, правительство. Легче всего ничего не делать и только плакаться, что очень тяжело.

"МНЕ ПОСТОЯННО НЕ ХВАТАЕТ ВРЕМЕНИ"

-- Что вам лично мешает работать?

-- Время. Его постоянно не хватает. И еще -- не хватает поддержки Верховной Рады.

-- Вы не боитесь, что сейчас, занявшись публичной политикой, можете быть отстранены от "руля", как это некогда уже происходило в нашей новейшей истории?

-- Раньше я не занимался публичной политикой по нескольким причинам. Во-первых. У меня есть принцип -- перед тем как что-то говорить с массовой трибуны, надо основательно разобраться в той проблеме, о которой говоришь. Во-вторых. Разобравшись в проблеме -- решай ее на рабочем уровне. И только если сделать это невозможно, по причинам от тебя не зависящим, используй правила политической дискуссии. Сегодня я как вице-премьер все чаще упираюсь в законодательные ограничения, в политический популизм. Именно это заставляет вступать в открытые публичные споры. Главное для меня -- отстоять свою позицию, убедить в своей правоте. Бояться при этом потерять "руль" -- это не по-мужски.

ИНВЕСТОРЫ СЛУШАЮТ ПОЛИТИКОВ

-- Как вы считаете, конфликт, возникший вокруг деятельности корейской фирмы ДЭУ в Украине, не отпугнет ли он зарубежных инвесторов?

-- В этом конфликте одна из главных проблем -- льготы, которые хотела бы получить ДЭУ. Но в принципе для крупных инвесторов это не самая главная проблема. Серьезные инвесторы никогда не требуют для себя каких-то особенных режимов, но хотят прозрачных условий для работы. Они готовы работать и без льгот, но следят за политической и экономической ситуацией в стране. Они следят за высказываниями ведущих политиков. К примеру, недавно спикер заявил, что нам не нужна нынешняя разветвленная банковская система, достаточно, мол, трех банков на всю страну, и это сразу ударило по нашему авторитету. Западные инвесторы очень опасливо реагируют на подобные высказывания наших политиков, которые не имеют европейского видения и смотрят назад, на административную систему управления экономикой.

-- Но вы можете привести примеры успешной работы с крупными инвесторами?

-- Таких примеров очень много. Возьмите днепропетровский "Южмаш" -- его "Морской старт", осуществленный совместно с российской "Энергией", -- это колоссальный проект.

-- Что нам нужно сделать, чтобы привлечь других инвесторов?

-- Должна быть создана соответствующая инфраструктура. Сейчас мы как раз и занимаемся тем, что отстраиваем нормальный депозитарий, который будет отвечать всем европейским и мировым стандартам. Будет нормальное законодательство, налоговый кодекс -- инвестор к нам обязательно придет.

"СТЕПАШИН ХОТЕЛ С НАМИ РАБОТАТЬ НА РАВНЫХ"

-- Сейчас в России в преддверии предстоящих в будущем году президентских выборов начала раскручиваться "антиельцинская" тема. Многие СМИ сообщили, что, мол, Ельцин деньги от МВФ переводил на свои счета. Как вы считаете, возможен ли такой механизм?

-- Я точно не знаю, как используются деньги от МВФ в России, ведь у них заложен несколько другой механизм, чем у нас. В России все деньги идут на счета Государственного банка, некоторая их часть -- на финансирование бюджета. У нас деньги, которые приходят на счета Нацбанка, сразу поступают в валютный резерв, где производится строжайший контроль за их распределением. Кредиты от Мирового банка мы тоже берем под конкретные статьи расходов, принятые Верховной Радой. Что касается России, я знаю, что не так давно МВФ проводил у них аудит использования денег. Было четко сказано, что никаких нарушений нет. Поэтому я не исключаю, что в случае с Ельциным ведется элементарная предвыборная политическая игра, где прослеживаются не только российские, но и зарубежные интересы.

-- Как вы восприняли последние перестановки в правительстве России?

-- Очень жалею, что сменился премьер Степашин. Я не знаю всех предпосылок, на основании которых Президент России пришел к такому решению. С моей точки зрения, Степашин был очень конструктивным человеком. Я видел, как его воспринимали в российском правительстве. Он всем дал установку: с Украиной надо работать на равных, а не на уровне старшего брата. Что касается личности Владимира Путина, то с ним мне не приходилось работать -- я больше связан с их вице-премьером Христенко, с Чубайсом у меня тоже товарищеские отношения: я могу ему в любую минуту позвонить.

-- В Украине многое зависит от обеспечения экономики энергоресурсами. Как вы находите положение НАК "Нефтегаз Украины"?

-- Я могу сказать, что абсолютно верное было принято решение о концентрации возможностей под такую кампанию как "Нефтегаз Украины". Такие компании очень многое могут делать для страны: в том числе и привлекать инвесторов в энергетический сектор.

"Я ЛЮБЛЮ РАБОТАТЬ НА МОРОЗЕ, А НЕ В ТЕПЛИЦЕ"

-- Сергей Леонидович, давайте немножко отойдем от деловых проблем. Как вы проводите свое свободное время?

-- Я спортсмен, занимаюсь теннисом, правда, недавно травму на соревнованиях получил, и сейчас в основном "железом" занимаюсь -- штангу поднимаю. Ну, а на кортах мои соперники -- экономисты, финансисты, политики, и вообще все, кто приходит на спорткомплекс "Науки".

-- А кто чаще проигрывает?

-- Я пока больше выигрывал. Даже на соревнованиях обычно призовые места занимал.

-- Где учится ваша дочка, наверное, за границей?

-- Нет. Она учится в гимназии им. Пушкина в Киеве. Однако я абсолютно уверен, что те, кто может дать своим детям образование за границей, должен это делать. Есть деньги -- надо учить своих детей.

-- Вы так можете напугать наших читателей. Скажут: Тигипко призывает уезжать...

-- А вы скажите им, что даже коммунистический Китай имеет целую программу подготовки своих специалистов за границей. Япония тоже готовит своих специалистов не только у себя. Я убежден, что талантливых детей государство должно даже за свой счет отправлять на учебу за границу.

-- Если не секрет, где вы храните свои личные сбережения?

-- В "Приват-банке". Вот вам даже карточки покажу сейчас (показывает карточки "Евро", "Виза" и "Премьер") -- это все "Приват-банк". Я не делаю из своих доходов тайны и не говорю, что я -- бедный госслужащий и мне не на что жить. А зарплата у меня 575 гривен со всеми надбавками, правда, платят вовремя.

-- "Приват-банк", который вы в свое время возглавляли, считаете процветающим?

-- Насколько я могу судить банк твердо стоит на ногах, является одним из самых стабильных в стране. Не буду делать ему дополнительную рекламу. Скажу лишь, что банк работает в основном с коммерческими, а не государственными структурами. Это, наверное, труднее, это не так надежно, как работать со структурами государственными, но ничего. По-моему, такая позиция -- нормальная: это как работа "на морозе", а не "в теплице", как у некоторых. Тем не менее банк держится на плаву и получает нормальные проценты от своей деятельности.