1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №38 (293) за 27.02.99

"ВЗЛЕТЕВ" НА КРЫЛЬЯХ АРМЕЙСКИХ САМОЛЕТОВ, ДЕПУТАТ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА КРЫМА "СЕЛ" НА ДОЛГИХ ЧЕТЫРЕ ГОДА...

Верховный Суд Крыма, рассмотрев кассационную жалобу бывшего депутата Верховного Совета Крыма и президента частной авиакомпании "Атлант-СВ-Холдинг" Василия Шпилькина, лишь на один год уменьшил срок наказания, определенный ему в декабре 1998 года приговором суда Железнодорожного района Симферополя. Теперь осужденному предстоит провести в местах лишения свободы четыре года. Суд предусмотрел и конфискацию всего личного имущества Шпилькина, а также лишение его права занимать должности, связанные с распоряжением материально-техническими ценностями сроком на три года.

Еще пару лет назад "Атлант-СВ" была, пожалуй, самой крупной среди коммерческих структур авиационного профиля на Крымском полуострове. От имени этой фирмы исправно совершали рейсы в различные страны полтора десятка самолетов, принося немалые доходы. В начале же прошлого года "Атлант" официально объявлен банкротом. И виной тому вовсе не судебные тяжбы, а особенности организации дел в фирме, в результате чего "Атлант-СВ-Холдинг", как признано Арбитражным судом Крыма, задолжал ВВС Украины 15,5 млн. гривен.

А в период расцвета фирмы могучие крылья "илов" и "тушек" неплохо "приподняли" преуспевающего тогда бизнесмена Василия Шпилькина, который попутно осваивал и высоты политической власти. В 1995 году, когда развивались события, ставшие вскоре предметом внимательнейшего изучения военной контрразведки СБУ, подразделений ГУ СБУ в Крыму и ГУ МВД Украины в Крыму, а затем и суда, Шпилькин уже был депутатом ВС Крыма.

Есть категория людей, для которых обычное состояние -- жить в долг. Перезанимая, они тут же расплачиваются с одними кредиторами, другим раздают новые клятвенные обещания, а на оставшуюся сумму шикуют, потому как нет резона экономить чужие деньги. Кому-то таким образом удается даже неплохо "раскрутить" свой бизнес, впечатляя какое-то время окружающих одолженным благополучием. "Тришкин кафтан" авиакомпании "Атлант-СВ" оказался скроен и сшит из "армейского сукна". Между ВВС Украины и "Атлантом" в 1993 году был заключен договор, согласно которому компании передавались самолеты для перевозки грузов по контрактам. Тесное сотрудничество с ВВС давало массу преимуществ в бизнесе. Заключение с Вооруженными Силами арендных договоров было в то время явлением чрезвычайно распространенным, но малоизученным. Армия училась зарабатывать деньги, но пока не умела толком этого делать. Цены за свое имущество армейцы запрашивали божеские, а при уважительном подходе арендующей стороны к интересам людей в серьезных погонах нередко и вовсе ничтожные. Кроме того, при появлении на горизонте любого проверяющего можно было тут же спрятаться за армейский авторитет: априорная целесообразность всего, происходящего в армии, как бы механически распространялась на всех, кто стоял рядом. В нашем случае -- на бизнесмена и депутата Василия Шпилькина.

Арендовав на поразительно льготных условиях воздушные судна у ВВС Украины, "Атлант" все равно умудрился влезть в долги. Чтобы отдать особо "горящие" из них, пришлось взять новый кредит. Разумеется, просто выслушав про финансовые беды авиакомпании и даже возможно, посочувствовав, денег никто бы не дал. Под полученную у Ялтинского отделения "Укрсоцбанка" крупную денежную сумму был заложен самолет Ил-76 МД. Денег хватило ненадолго. Уже в мае 1995 года в Министерстве финансов Крыма Шпилькиным были получены еще 150 тысяч долларов США в виде целевого кредита, якобы на капитально-восстановительный ремонт авиадвигателей -- под залог все того же уже заложенного самолета, о чем в Минфине, естественно, не догадывались.

Никакой ремонт, как установлено в судебном порядке, не планировался изначально. Переведенная на счет "Атланта" валюта разошлась по мелочи. Конвертировав сумму в наличные отечественные дензнаки, бизнесмен распределил их между несколькими прежними заимодавцами в счет уплаты процентов по задолженностям.

Кредит "Укрсоцбанку", неоднократно пролонгированный, так и не был возвращен. В ноябре 1995 года три самолета авиакомпании, в том числе и злополучный Ил-76, перешли в собственность банка. На вопросы подчиненных, как теперь рассчитываться с Минфином Крыма, бизнесмен Шпилькин, формально уволившийся из авиакомпании в связи с работой в Верховном Совете Крыма, но фактически продолжавший руководить "Атлантом" и лично подписывавший все важные документы, авторитетно, как и надлежит депутату, отвечал что "все уладит". Но занимался он совсем другими вещами...

Например, авиадвигатель, полученный в воинской части для ремонта, Шпилькин счел еще вполне пригодным для эксплуатации и распорядился установить его на самолет Ту-154 М, арендованный у АО "Линос". Двигатель проработал в воздухе на Шпилькина более тысячи часов, пока не наступил полный износ техники. Трудно сказать, как выпутывалась бы авиакомпания, случись аварийная ситуация с неотремонтированным мотором. Слава Богу, ЧП не произошло. Но Военно-Воздушным Силам Украины такое самоуправство коммерческой структуры принесло ущерб на сумму более 250 тысяч гривен. После того, как эта история всплыла, Шпилькин предложил высшему руководству "облегченный" вариант: авиакомпания выкупает отработанный двигатель по остаточной стоимости. Предложение принято не было. Военные больше не хотели сотрудничать с депутатом-бизнесменом в его пользу. Ведь компания, начиная с 1994 года, вообще не выплачивала ВВС деньги за аренду авиатехники. С марта 1995 года войсковая часть перестала предоставлять Шпилькину самолеты, но задолженность погашена так и не была.

Так как вместо того, чтобы оплачивать долги авиакомпании, Василий Шпилькин предпочитал "дела улаживать", в ситуацию вмешалась СБУ, а затем и другие правоохранительные органы Крыма. Ни в ходе следствия, ни во время слушания дела в суде Шпилькин своей вины не признал. Но стороны, понесшие убытки, настойчиво выставляли счета и предоставили суду исчерпывающие доказательства...

В Крыму общественность очень заинтересованно внимала ходу судебного разбирательства в Симферополе, а затем ожидала решения Верховного Суда Крыма. Ведь Василий Шпилькин стал первым депутатом Верховного Совета Крыма прошлого созыва, осужденным на такой длительный срок заключения за махинации в коммерческих делах. Так сказать, первая ласточка...