Выпуск газеты Сегодня №41 (296) за 04.03.99
ЖИЗНЬ ПОД ВУЛКАНОМ -- ОТ ВЕКА НЕ ЗАВИСИТ
В ГАЛАНТНОМ ВЕКЕ ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ -- ИГРА
На весьма небольшой сцене Театра драмы и комедии художник Олег Лунев взгромоздил вулкан. (Чуть было не написала "в натуральную величину".) Впрочем, почти. Символ кипучих страстей и одновременно прямая иллюстрация к тексту пьесы, герои которой все время повторяют, что "живут под Везувием".
Картинные страсти, любовь и бурная ревность персонажей -- не более чем прихоть, всего лишь непременный атрибут приличных обитателей "галантного века". Это лишь игра в страсть, и все об этом знают. Потому ревность -- зверь не страшный, а убийство пугает не более, чем дымок, выплеснутый жерлом театрального вулкана. "Убитый" (Челио -- Владимир Цывинский) может встать из гробницы и обиженно присесть на ее краешек, скроив кислую гримасу и свесив вниз ножки бантиком.
Это отнюдь не "школа переживания", а "школа представления" в чистом виде. Может быть, поэтому наибольший восторг вызвала на премьере пара томных "лордов" с сигарами и в цилиндрах, разыгрывавших дуэтные миниатюры -- Александр Ганноченко и Лев Сомов (Клаудио и Тибиа), а сама Марианна (Алла Масленникова) выглядела несколько простоватой в своей искренности -- словно бы не обученной правилам игры. Хотя моментами их дуэт с Александром Гетманским (Оттавио) навевал даже романтические мысли, не слишком соответствующие этому достаточно холодному, но на удивление стильному и изысканно-комическому спектаклю режиссера Дмитрия Богомазова.
В МОСКВУ, В МОСКВУ?.. В ГУЛАГ!
Если судить по внешним эффектам, сценическая версия Андрея Жолдака-Тобилевича и Шавката Абдусаламова похожа на пьесу "Три сестры" не более, чем фильм "Четыре танкиста и собака" -- на ту же драму. И все же реплики о том, что "Антон Палыч-де в гробу переворачивается", -- на мой взгляд, неуместны. Не только сюжетные линии, но и мельчайшие акценты, расставленные драматургом, остались на своих местах. Режиссер просто переместил чеховских героев из их спокойной и размеренной жизни в экстремальную ситуацию -- в войну и ГУЛАГ. Причем, второе действие (всего их три) -- это лишь фантазия героев о том, как они могли бы жить во времена Чехова -- почитывая газеты, катаясь на тройках и музицируя под рождественской елкой. Там всего-то и проблем -- капитан Соленый со своей ревностью да Наташа, оказавшаяся мещанкой (в свете путаного галицкого говора, привитого режиссером сестрам Прозоровым, показалось, что Наташу должны были обозвать не "міщанкой", а "рогулькой").
Общаясь с коллегами после премьеры, пришли к выводу, что спектаклю уже однозначно светит пачка "пекторалей". Правда, только в следующем году. Но в какой номинации награждать театральный оркестр, столь трогательно исполнивший роль полкового оркестра?!
...Жаль было бабушек-билетерш. Обычно даже на самых провальных премьерах франковцев они гордо улыбаются, поскольку уверены: сегодня -- праздник. В этот вечер они лишь растерянно ловили взгляды зрителей, пытаясь оценить ситуацию. Не волнуйтесь, бабушки: это и есть настоящий Театр!