1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №177 (180) за 16.09.98

"МИХАЛКОВУ НЕ ДО СОЮЗА КИНЕМАТОГРАФИСТОВ, КОТОРЫМ ПРАВЯТ НОВЫЕ РУССКИЕ..."

Рустам Ибрагимбеков -- легендарная кинематографическая личность советского и постсоветского периода. Автор сценариев "Белое солнце пустыни", "Допрос", "Утомленные солнцем", "Урга", "Сибирский цирюльник" и других, друг Никиты Михалкова, сегодня он -- одна из самых влиятельных фигур в российском кино.

В Киев Рустам Ибрагимбеков приехал на празднование трехлетия студии "1+1" и согласился ответить на вопросы журналистов только на пресс-конференции. Пришлось его после этой самой пресс-конференции в полном смысле слова "хватать за рукава", но разговор все-таки состоялся.

МИХАЛКОВ МОЖЕТ ТАЛАНТЛИВО "СЫГРАТЬ" ПРЕЗИДЕНТА

-- Рустам Ибрагимович, вы сказали, что у вас с Никитой Михалковым намечается ряд совместных проектов и им не суждено будет сбыться, если он станет президентом России. Вы всерьез верите в то, что это возможно?

-- Вы знаете, так прихотливо и неожиданно разворачивается политическая жизнь России, что я могу поверить во что угодно. Другое дело -- хочу ли я этого. Отвечаю: нет, не хочу. Я единственный человек, который говорил об этом на съезде. Более того, я сожалею, что Михалков стал председателем Союза кинематографистов. Мы с ним дружим более тридцати лет, первую свою картину ("Свой среди чужих, чужой среди своих". --
Н.В.) он тоже делал по моему сценарию. Поэтому не знаю, что приобретет политическая жизнь России в его лице (хотя он человек разносторонних способностей), однако знаю, что потеряет кино.

-- Но если вы его близкий друг, то вам точно известно, действительно ли он собирается становиться президентом...

-- Не могу сказать, что он этого жаждет... Но есть довольно многочисленная группа влиятельных людей, которые толкают его на это и убеждают, что нужны "свежие" и популярные люди (ведь президентом даже самый талантливый, но неизвестный человек стать не может)...

-- А сам он не понимает, что профессии режиссера и политика -- несколько разные?

-- Но он может талантливо сыграть президента! Время показывает, что те президенты, которые у нас были, даже сыграть президента не могут. А он сможет сделать это гениально. Главное, чтобы вокруг было профессиональное окружение.

-- Значит, Россия по-прежнему нуждается в имитаторах?

-- Я не знаю, насколько близко вы знаете Михалкова...

-- (Неопределенное хмыканье.) Я его не очень близко знаю.

-- По крайней мере, вы понимаете, что это человек с хорошей деловой хваткой, замечательным обаянием лидера, и люди, которые с ним работают, охотно следуют за ним. Он легко преодолевает разного рода проблемы, и экономический успех его студии
("Три Т") -- лучшее тому подтверждение. Опыт той же Америки свидетельствует, что не самым плохим президентом был актер Рейган. Это дает какое-то внутреннее основание не совсем иронически относиться к его возможностям.

НАДО УМЕТЬ "УДОВЛЕТВОРИТЬ" ВСЕХ

-- А как быть с тем, что, по многим отзывам, Никита Михалков не свободен от предвзятого отношения к людям не из своей команды? Насколько он может быть объективен в ситуации централизации (для начала) кинематографической власти?

-- Никакой власти в Союзе кинематографистов (как организации) нет. Все, что плохого может сделать человек на этой должности, -- это утратить доверие коллег. Такая опасность есть. В свое время ее не смог преодолеть Элем Климов, который оказался лидером только определенной группы кинематографистов. А надо уметь "удовлетворить" всех. Соловьев был человеком иного рода: этот защищал интересы клана. Он ни с кем не боролся, в отличие от Климова, но много занимался личными делами и делами своего окружения. У Михалкова иная проблема: он пришел действительно с намерением спасти кинематограф...

СОЮЗОМ РУКОВОДЯТ НОВЫЕ РУССКИЕ

-- Скажите, какие личные, подчеркиваю -- личные, качества Михалкова могут помешать ему это сделать?

-- Он не считает нужным лично руководить союзом, потому что союз как таковой мало его интересует. Он хочет с его помощью изменить кинематограф в целом. Тут его подстерегает опасность, потому что любое отношение к чему-либо как средству приводит к утрате взаимности. В этом смысле он может проиграть в самой организации, так как огромное количество людей подавлены и удивлены методами его управления. В союзе он, скажем, появился три-четыре раза, поставил первым заместителем человека, вообще далекого от кино. Пришли профессиональные адвокаты, менеджеры. В результате звонит 90-летний сценарист Николай Рожков ("Сказание о земле Сибирской", "Белые горы", "Тайна двух океанов". -- Н.В.), а у него спрашивают: "Кто вы такой?" То же самое с Ининым. Нормально?! Это говорит о том, что аппарат захвачен какими-то новыми людьми...

-- Новыми русскими?

-- Новыми русскими.

-- А Никита Сергеевич этого не понимает?

-- Ему не до этого. Он снимает новую картину. Его люди докладывают ему, что все нормально. И бюрократическая машина действительно работает. Утрачен только сам дух организации, а это неминуемо приводит к отторжению. Потому что лидер, есть такое правило, должен нравиться...

ГЛАВНОЕ -- СОХРАНИТЬ ЖЕЛАНИЕ И СПОСОБНОСТЬ

-- Рустам Ибрагимович, что для вас, когда уже прожит немалый отрезок жизни -- много событий, славы, дружб, любовей, -- является наибольшей ценностью?

-- Самое ценное -- сохранить способность и желание преодолевать леность души и чувства.

-- Удалось?

-- Иногда это похоже на инерцию, но зачастую мне, тем не менее, кажется, что я полон подлинных чувств и желаний, потому что мы все-таки общаемся с узким кругом людей, и со временем накапливаются какие-то проблемы и обиды. Очень важно уметь их преодолевать. Один мой приятель сказал другому, когда они поссорились: "Ничего у тебя не получится -- я потратил на тебя 30 лет". Тридцать лет -- это уже другой счет.