1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №64 (319) за 07.04.99

"ТОЛСТОКОЖИЕ ЛЮДИ И ДУРАКИ -- ЭТО ОДИН ЗАГОНЧИК, ОДИН ВОЛЬЕР"

"Мне нравится иронический человек, и взгляд его иронический из-под век" -- эти некогда очень популярные в 80-х стихи я вспоминаю всякий раз, когда вижу бесстрастное лицо популярного телеведущего Александра Маслякова.

Более тридцати лет он на голубом экране, и сегодня можно без всяких реверансов сказать: Масляков -- уникальное явление. Чем бы он ни занимался (вел КВН, "Алло, мы ищем таланты", "А ну-ка, девушки!", "Адреса молодых") он всегда, в сущности, занимается одним и тем же -- развлекает народ. И в подтексте этого развлечения гениальная формула: жить можно везде, и даже быть счастливым, если ты способен смеяться.

Кто-то из журналистов назвал его "истопником", потому что есть люди, которые "топят", и которые "греются". Александр Васильевич топит и за это ему можно простить многое.

Нынче Масляков стал частым гостем в Киеве: у него совместный проект с 1+1, и эта встреча стала возможной благодаря пресс-службе канала.

И еще. У него гениальная улыбка -- открытая, умная, мальчишеская. С такой улыбкой можно было сделать карьеру Казановы...

"ЧТЕНИЕ ИНТЕРЕСНОЙ КНИЖКИ НА ДИВАНЕ -- ПРАЗДНИК, КОТОРЫЙ ВСЕГДА СО МНОЙ"

-- Александр Васильевич, я наблюдала за вами во время прошлого вашего приезда в Киев и мне показалось, что лежит на вас печать некой усталости -- может быть, не физической, но усталости "положения"...


-- Да нет, я не потерял еще удовольствия от работы, которой занимаюсь. А какие-то моменты человеческой усталости... Ну, это вещь естественная (улыбается, фактически опровергая сказанное). Тем более, что я уже вышел из младенческого возраста.

-- А усталость от того, что жизнь более тридцати лет была скорее не личной, а публичной -- сплетни, разговоры, тщательное отслеживание фактов биографии?

-- Повышенное внимание -- это неизбежность. Но все зависит от человека -- как именно он устроится в своей публичной профессии, как он адаптирует ее к обычной, нормальной человеческой жизни. Мне кажется, что мне это удалось.

-- То есть, вы хотите сказать, что не заплатили за свою популярность невозможностью иметь простые человеческие радости: не растеряли какое-то количество друзей, имеете время и возможность лежать на диване, читать книги, ходить в гости и многое другое?

-- Друзей как у меня было раз-два -- и обчелся, примерно такое же их количество и сейчас. Относительно книг... Ну почему? Я всегда говорил, что мое любимое состояние -- лежать на диване и читать интересную книжку. Это праздник, который всегда со мной. Поэтому я никогда не чувствовал, что чего-то я себя в жизни лишаю. Да и сложно было бы это сделать. Потому что начало и пик этой публичности я пережил давно, и научился с этим жить. Кроме того, для улицы существуют кепки, очочки, шарфики -- это такая внешняя защита. А по натуре я так устроен, что не усугубляю публичность своей профессии тусованием, как сейчас вроде положено. Считаю, что это совсем не обязательно.

-- С возрастом люди вам стали казаться скучнее? И вообще -- жить скучнее?

-- Я не могу сказать, что скучнее. Конечно, то, что в 18 лет могло быть в редкую диковину, в 50 с лишним -- диковиной не является. Но тем не менее количество интересных и скучных людей примерно одно и то же. Независимо от возраста.

"В КВНе, КАК В ФУТБОЛЕ, КАЖДЫЙ РАЗ -- НОВЫЕ"

-- Скептики считают, что если КВН когда-либо закончится, то по причине исчерпаемости возможностей и объектов для шуток. Сегодня, когда в газетах и на ТВ можно шутить с любой амплитудой смелости, КВНовские шутки больше не являются эксклюзивом.

-- Нет вы знаете: у меня нет ощущения исчерпанности этой идеи. Пока у одной группы людей есть желание играть в КВН, а у другой -- смотреть игру, я думаю, что она имеет право и будет продолжаться. Мне неохота проводить параллели, но вспомните, сколько лет существует футбол. И столько же он неисчерпаем -- новые команды и болельщики, новые драмы и восторги. Все это есть у КВНа.

-- Вот только что вы сказали слово "драма". Есть ли место для драмы в коммерческом шоу, каким стал сегодня КВН?

-- Вот вы говорите коммерческое шоу... Но ведь сама жизнь вокруг меняется, значит, меняется и игра. Коммерция -- это когда речь идет о том, что нужно достать денег, чтобы доехать. А когда они есть -- тогда начинается жизнь, игра, и, естественно, горести, драмы и восторги. Для многих КВН остается самым ярким воспоминанием юности.

-- Вы часто играете за границей -- в США, Израиле, еще где-то. Где, по-вашему, лучше шутят -- там, где хорошо живут, или там, где "плохо питаются"?

-- Наташа, проблемы есть у всех -- только разные. А раз у всех есть проблемы, то они и становятся поводом для шуток. А качество шутки -- это свойство индивидуальности, а не географического положения. Хотя юмор, действительно, немножко разный. Но поскольку мы имеем дело в КВНе с русскоязычной аудиторией, то особой разницы я не чувствую.

-- А у вас есть какие-то личные пристрастия в смысле способа шутить? Скажем, вам больше нравится Зощенко или Хармс?

-- Мне ближе Хармс. Но на самом деле я предпочитаю юмор Чехова -- какого-то такого свойства. Но это самый трудный юмор. Потому что я всегда говорю: бичевать легче всего. А юмор, как и восток, -- дело тонкое. Этому надо учиться. Когда командам это удается -- это здорово, но повторяю, это мои личные пристрастия.

"Я НОРМАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК -- МНЕ БЫВАЕТ И ГРУСТНО, И ВЕСЕЛО"

-- Александр Васильевич, вы производите впечатление человека достаточно бесстрастного. На вашем телевизионном веку закрывали много проектов, которые вы вели. Как вы переживали эти ситуации?

-- Может, я и произвожу впечатление человека толстокожего. Но понимание какой-то неизбежности ("пройдет и это") пришло с возрастом. Но все-таки каждый нормальный человек переживает. Людей из разряда толстокожих и дураков (это один вольер, один загончик) -- мало. Я нормальный человек -- бывает грустно, бывает весело, но внешне сейчас ярко это не проявляется. Как ни парадоксально это прозвучит, спокойнее всего я пережил закрытие КВНа. Я был совсем мальчишкой. Просто я кайфовал от игры, от того, что меня видят по телевизору мама с папой, друзья... От того, что у меня что-то получается. А так... ну закрыли передачу, но параллельно я веду другие. Поэтому я был спокоен. Жалко было, когда закрыли "Алло, мы ищем таланты". Я очень любил передачу.

-- А вы были тогда легкомысленным человеком?

-- (Широко улыбается.) Конечно. Я и сейчас, к сожалению, не изжил до конца этот момент.

-- Из вашей бывшей "команды" (людей, которые в те годы делали с вами КВН) с вами сегодня в жюри только Гусман. С кем легче работать, делать дело -- с приятелями или с людьми, которых можно дистанцировать от себя?

-- С Гусманом я никогда не работал, да и сейчас не работаю -- он в жюри.

-- Но ведь с людьми в жюри надо работать -- это же не свадебные генералы?

-- По-разному... по-разному... Просто в последнее время я пришел к тому, что хотя бы на один сезон надо держать один "костяк" жюри. В этой череде Гусман осуществляет "связь времен". Он один из пятерки знаменитых КВНовских капитанов и занимает это место по праву. Ну, а что касается того, с кем легче работать? Конечно, с теми, с кем есть дистанция. Я вообще в работе как бы деспот, иначе невозможно -- иначе добра не будет. Хотя, тут есть один момент, который может опровергнуть то, что я сказал: уже шесть лет режиссером КВН работает моя жена Светлана. Как вы понимаете, это нелегкий момент. Быть вместе 24 часа...

-- ...это нелегкое испытание?

-- Да, это тяжелое испытание. И я, и еще больше она этого боялись. Но сейчас прошло время и я понимаю, что самый надежный человек в моей команде -- это она. Я могу на нее положиться на 360%.

-- Я знаю, что вы не любите вопросы личного характера. И все же, вы более тридцати лет вместе со Светланой...

-- О какой Светлане вы говорите? Существует "народная молва" о моем браке со Светланой Жильцовой, с которой я восемь лет вел КВН. Это легенда. Но женат я с 71-го года...

-- Тоже достаточное количество лет. Что делает брак столь долговечным?

-- Грандиозное количество лет! (Смеется.) Что делает брак долговечным? В моем случае -- это полное взаимопонимание. Во всех смыслах, включая работу. Это не значит, что она меня или я ее (в большей степени!) не раздражаю, что у нас не бывает конфликтов. Но тем не менее.. Осенью будет 28 лет нашему союзу и нам не нужно лишних слов, чтобы понять друг друга. Это очень важно. Хотя, конечно, сейчас в 50 я уже не восторженный 18-летний юноша, который ухаживает за своей девушкой...

-- А хочется в 50 каких-то восторгов и безумств -- я имею в виду не только ухаживания за женщинами?

-- Нет, не хочется. Да Бог его знает. Я вообще человек, подверженный влиянию, но я надеюсь, что благодаря "бесстрастности", которую я у себя выработал, мне удастся этого избежать.

-- А бесстрастность -- это маска?

-- В какой-то степени -- да. Скорее всего, защитная. Жизнь заставила.

"КТО-ТО РВЕТСЯ В ДАМКИ, А Я НЕ ХОЧУ БЫТЬ ПЕШКОЙ В ЭТОЙ ИГРЕ"

-- Александр Васильевич, судя по тому, как вы недавно чувствовали себя в эфире "Времечка" с Андреем Максимовым, судя по тому, сколько раз вы переносили нашу встречу, вы не испытываете особого восторга, давая интервью. Вы не любите журналистов?

-- Я не очень люблю журналистов. Особенно сегодня. У меня есть формула на этот счет: все банальные вопросы уже заданы, все банальные ответы уже даны. Я даже с большим удовольствием оказался в эфире у Максимова, чем встречаюсь с газетными журналистами: то, что сказал я в эфире -- это сказал, плохо или хорошо, именно я. А когда это пишет журналист... Я даже не беру такие вещи -- правда-неправда, грязь или пена. Тут дело в другом: в газетном интервью меньше возможностей остаться собой, там может что-то от себя добавить журналист или сократить редактор. Я сам редактор, сам все сокращаю и знаю, что это такое -- мне это неинтересно. Тем более, что сейчас, особенно молодые журналисты, рвутся на Олимп и главное для них -- поймать жареную птицу скандального отлива -- выйти в дамки. Поэтому я не хочу быть пешкой в этой игре.

-- Перестройка разделила эпоху на две разные жизни, два времени. В каком из них вам уютней?

-- В этом. Я жалею, что я не так молод. Потому что больше возможностей сделать то, что ты хочешь. Ни к кому не надо бежать за разрешением.

-- Ваш сын учится в МГИМО. Наверное, у вас не было времени его воспитывать в традиционном смысле слова -- проверять уроки, водить по паркам. Вы воспитывали его ежедневным примером собственной жизни?

-- Ему 18 лет, и в последний год-два он немного отошел от нас с женой. А до этого все, что с нами происходило в жизни -- было на его глазах. Конечно, были и парки, и театры -- может быть, в меньшей степени, чем хотелось бы, но, главное, он с шести лет сидел на всех играх КВН.

-- Он никогда не относился иронично к тому, что вы всю жизнь веселитесь среди молодежи, что это и есть ваша работа?

-- Абсолютно! Другое дело, что я пока не почувствовал у него желания делать то, что мы делаем с женой. Хотя мы никогда этого ему и не навязывали. Но чувствовал он себя в этой атмосфере, как рыба в воде. В этом году на фестивале в Сочи он по моей просьбе провел один сюжет со зрителями -- у меня просто в этот момент не было времени.

-- Получилось?

-- Да. Я ему этого не сказал, но вам могу сказать -- да. Костя Эрнст сказал, что для дебюта это было уж слишком спокойно.

-- Когда-нибудь, хотя и не скоро, вы покинете ТВ. Думали когда-нибудь -- чем будете заниматься?

-- Я в принципе об этом отдельно не размышлял. Кончится и кончится. Наконец-то не встану с дивана и буду только книжки в руках менять. Но это один из вариантов.