1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №168 (171) за 03.09.98

"СПИСАТЬ ЗА НЕНАДОБНОСТЬЮ, ПРОДАТЬ ЗА БЕСЦЕНОК..."

Что имеем -- не храним, потерявши -- плачем... Эта истина в очередной раз нашла свое подтверждение в контексте совершенно необъяснимой ситуации с легкими спортивными самолетами в Украине. Похоже, их загадочным исчезновением заинтересуются правоохранительные органы.

Еще при Союзе в Украине существовал Центр по авиационной подготовке летчиков ДОСААФ СССР -- мощная, авторитетная, прекрасно оснащенная организация. Она готовила летный состав и для этого общества, и для ВВС страны из числа молодых, перспективных ребят, стремившихся освоить крылатые машины.

-- После 1991 года и целого ряда реорганизационных мероприятий, -- рассказывает редакции "Сегодня" народный депутат Иван Билас, -- в упомянутом центре начали происходить странные вещи. А именно: под шумок, в неразберихе стали исчезать... самолеты, причем в огромных количествах. В ящиках, новенькие спортивные Як-52,
Як-55 в буквальном смысле слова испарялись...

-- То есть как? Это же не игрушечные летательные аппараты...

-- Да, настоящие спортивные машины бесследно пропадали десятками. По предварительным данным, механизм махинаций был простым, как и все гениальное. Вполне пригодную к эксплуатации технику списывали за ненадобностью, после чего реализовывали по очень смешным ценам...

-- Все равно непонятно!

-- Видите ли, руководство центра списывало машины на том основании, что они какое-то время не летали, и регламентные сроки, дескать, вышли... А сроки эти могут составлять и четыре, и пять, и семь лет... В ситуации, когда никто особо ни во что не вникал, было очень заманчиво списать самолеты, оформить их продажу за бесценок, но при этом, естественно, не забыть о личной выгоде. Что некоторые ответственные лица небезуспешно и делали...

Иван Билас назвал фамилии (имеется диктофонная запись) кое-кого из этих лиц, заметив, что в результате таких махинаций в государственный бюджет только за один год не поступило как минимум 7 миллионов долларов! То ли нам самолеты не нужны (а на Западе заказчиков хоть пруд пруди), то ли казна деньгами переполнена, то ли шлюзы для личного обогащения за чужой счет уже распахнуты настежь...

-- В то же время Украина ищет средства на закупку новых легкокрылых машин! -- не скрывает недоумения Иван Григорьевич. -- Ну смех сквозь слезы, ей-Богу. Хотя у нас всегда был очень достойный и технический, и кадровый потенциал. Во всем Союзе было 24 мастера спорта по пилотажу, из них 16 -- в Украине. А ведь чтобы подготовить только одного мастера, необходимо семь-восемь лет. И все это рушится, губится на корню...

Дабы выслушать и противоположную точку зрения, мы связались с ЦК Общества содействия обороне Украины. Заместитель начальника авиационного отдела -- главный инженер Владимир Гутник тревогу народного депутата не разделил:

-- Из наших машин ничего никуда не исчезало. У нас в этом деле четкий учет и контроль. Колесо еще можно продать, но самолет... Рано или поздно факт вскроется... Все фиксируется: откуда пришла машина, кто и когда ее списал, без этого никто никаких документов не оформит...

-- Но что-то же было реализовано после 1991 года?

-- Ряд машин реализовали, да. Однако все законно.

-- А что вы можете сказать об обвинениях в адрес руководства Центра авиационной подготовки летчиков?

-- Что там сейчас, мне сказать трудно... А раньше утечки самолетов были... Там же в свое время сосредоточивалась колоссальная материальная база, если не ошибаюсь, более двухсот машин различных типов... К примеру, Л-29, Як-52, Як-55, "Вилга", вертолет Ми-2, даже Ан-24, кажется, был...

...Конечно, малая авиация не каждому интересна, и не всякий захочет ковыряться в наслоившихся там проблемах, быть может, и злоупотреблениях. Народный депутат Билас как раз не из этих людей: помимо того, что он является членом парламентского Комитета по вопросам законодательного обеспечения деятельности правоохранительных органов, борьбы с коррупцией и организованной преступностью, Иван Григорьевич еще и сам летает. К тому же избран -- ни много ни мало -- президентом Федерации авиаспорта Украины.

-- На одном из ближайших заседаний нашего комитета обязательно заслушаем вопрос о состоянии борьбы с коррупцией в "Укравиации", -- говорит он. -- В том числе намерены разобраться, куда же улетели наши самолеты и в чьи карманы пошли государственные денежки. С этой вакханалией пора кончать, не то страна вообще скоро по миру пойдет. Руку протягивать научились, а то, что имеем, сберечь ума, что ли, не хватает?