1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №58 (313) за 30.03.99

НИЧТО УКРАИНСКОЕ НАМ НЕ ЧУЖДО

Минувшая неделя выдалась на редкость богатой на разнообразные культурные мероприятия. Снобы еще не остыли после "Бенефиса примадонны" Елены Образцовой, а жизнь брала свое: на очереди были памятные даты Николая Лысенко, Ивана Козловского, и, наконец, главного народного хора страны.

ГВАРДИЯ ВЗЯЛАСЬ ЗА КЛАССИКУ

Президентский оркестр Национальной гвардии Украины обновил состав -- дополнил его струнной группой. Теперь в Киеве уже семь активнодействующих и еще несколько (не считая студенческих) подобных коллективов, каждый из которых, естественно, декларирует своей первоочередной задачей возрождение национальной культуры. Пафос пафосом, но коль уж за дело взялись гвардейцы...

На сцене Колонного зала они впервые выступили со своей солисткой -- заслуженной артисткой Украины Людмилой Давымукой. В программе прозвучали оперные арии классика украинской музыки Николая Лысенко. Сразу оговорюсь: если бы не колоссальный энтузиазм и увлеченность этой уникальной певицы, подобный концерт не смог бы подготовить и организовать(!) никто. Об этом, правда, скромно умолчала ведущая вечера, которая к тому же забыла представить публике нового дирижера коллектива Александра Барвинского и искусствоведа Роксану Скорульскую, сопровождавшую концерт интересными комментариями. С подчеркнутым уважением говорилось во время концерта о помощи различных фондов. Только вот непонятно: почему исполнительнице пришлось самой беспокоиться о продаже билетов? Не говоря уже о прочих мелочах, без которых сегодня не обходится ни один солидный концерт. Да, если бы не представители родного черниговского землячества, среди которых Валерий Барщевский, Николай Компанец, Евгений Ананко, а также Николай Борщ -- мы не услышали бы, наверное, этой программы (еще за две недели до концерта он был под большим вопросом). Арии из репертуара Марии Заньковецкой и Елены Петляш, Елизаветы Чавдар и Зои Гайдай после многолетнего забвения Людмила Давымука исполняла впервые. Она постоянно предлагает новые программы из редкозвучащих произведений, в наше время это не так просто. Но теперь-то есть надежда: если за спиной гвардия -- успех гарантирован.

Певица приглашает любителей вокальной лирики 6 апреля в Малый зал Национальной филармонии Украины на свой очередной концерт.

ЩЕ НЕ ВМЕРЛА УКРАЇНА

Воистину: еще одним подтверждением этого тезиса стал концерт Национального Украинского заслуженного академического народного хора им. Г.Веревки во Дворце "Украина", посвященный 55-летию коллектива. Давненько не переживал этот зал такого аншлага: увидев стекающиеся ко входу потоки людей -- от мала до велика, я слегка растерялась. Наверное, сыграла свою роль и профессиональная рекламная компания, проведенная организаторами концерта -- фирмой "АРС-Украина" но в большей степени, конечно, проявилась любовь всенародная. Каждую песню встречали громом оваций, детвора кричала "бис!", инструменталистов-виртуозов и танцоров подолгу не отпускали со сцены, а когда появились младшие участники концерта -- артисты ансамбля "Цвiтень" (руководитель Мария Пилипчак) -- в зале чуть не плакали. Бабушки и дедушки завороженно следили за каждым движением своих чад, папы и мамы пытались сфотографировать их на главной сцене страны.

При всем глубоком уважении к народному артисту Украины, академику Анатолию Авдиевскому, было в этом замечательном концерте хора несколько неудачных моментов. Во-первых, колоссальная затянутость: только первое отделение закончилось около 21.00! Во-вторых, если у народного хора блестяще звучат традиционные песни (особенно в исполнении женской группы), то духовная украинская классика, на мой взгляд, слегка отдавала самодеятельностью. Возможно, дело в том, что произведения Леонтовича и Стеценко предполагают академическую манеру пения, точную интонацию, идеальный строй.

Кульминацией концерта стала премьера хоровой сцены Владимира Зубицкого "Ярмарка". Современному композитору непросто создать что-то совершенно оригинальное на уровне известных шедевров Модеста Мусоргского ("Сорочинская ярмарка") или, скажем, Виталия Губаренко ("Вий"). Владимир Зубицкий все же сумел передать эту атмосферу неимоверного шума и гама, невообразимого количества песен, одновременного звучания множества голосов и инструментов -- на первый взгляд, хаотического, но на самом деле имеющего свою драматургию. Были здесь и петухи, и конь, запряженный в воз, и гуси с утками, и колбасы невиданных размеров, и, конечно, пляшки и келихи всех мастей и размеров. Собрал все это воедино замечательный артист Анатолий Паламаренко, вовремя сообщавший зрителям, что происходит на сцене.

Хор им. Г.Веревки -- визитная карточка Украины, он в хорошей форме. И почему бы не подумать о его поездке по стране (не говоря уже о хороших гастролях за рубежом), чтобы люди почувствовали: есть еще украинское в Украине!