1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №153 (408) за 18.08.99

ПОЧЕМУ АРМЕЙСКАЯ ФЕМИДА ЛИШЬ КАРАЕТ, А НЕ ЗАЩИЩАЕТ?

"Чтобы военнослужащие смогли реализовать свои конституционные права, в Вооруженных силах необходимо ввести институт военной адвокатуры",-- с таким письмом-предложением Организация солдатских матерей Украины (ОСМУ) обратилась к Верховному Главнокомандующему и министру обороны.

Как известно, сегодня правовыми гарантами граждан являются Президент, парламент, правительство, уполномоченный Верховной Рады по правам человека, органы местного управления и т.д. Однако ни на кого из них не возложены обязанности выступать в роли защитников прав и свобод военнослужащих. По мнению главы ОСМУ Валентины Артамоновой, отстаивать права солдат, которые страдают от "дедовщины" или от своеволия больших начальников, просто некому. Военные суды и прокуратуры, претендующие на роль Фемиды в погонах, в первую очередь, являются карательными, а не защитными органами.

Конечно же, в случае ущемления прав всегда можно прибегнуть к помощи квалифицированного юриста, который за определенное вознаграждение способен решить спор в вашу пользу. Но почему юноша, которого в принудительном порядке призывают в армию, должен еще тратить деньги на отстаивание своих интересов? Второй вариант -- самостоятельно изучить необходимые законы -- тоже не так-то просто реализовать в условиях казарменной жизни. Стало быть, у защитников Родины остается лишь только одно: уповать на Бога. Но давайте повнимательней разберемся, есть ли у них другие пути решения этой проблемы.

По мнению многих юристов, проблемы с защитой своих прав у будущих воинов начинаются сразу же после того, как они переступают порог военных комиссариатов. "Как правило, и сотрудники военкоматов, и армейские офицеры воспринимают новобранцев лишь как субъектов, которые всегда что-то должны и чем-то обязаны. Ведь в Законе "О всеобщей воинской обязанности и военной службе" ничего не сказано о том, кто должен заниматься проблемами призывников, а тем более, предоставлять им правовую помощь",-- говорит военный юрист подполковник Александр Федоренко.

Кроме того, когда несовершеннолетних парней начинают вызывать в военкоматы, с мнением близких родственников никто не считается. А ведь это противоречит требованиям Кодекса о семье и браке, согласно которому до наступления совершеннолетия законными представителями интересов детей должны выступать их родители. Вот и получается, что о роли пап и мам вспоминают лишь после того, как с их сыном произошло какое-нибудь ЧП. По мнению юристов, для обеспечения юридических прав юношей в состав призывных комиссий нужно ввести одного-двух адвокатов. К сожалению, военкоматовские работники отмахиваются от этой идеи: мол, в Положении о подготовке и проведении призыва, утвержденном министром обороны, имеется целый раздел: "Изучение личности призывника". Согласно этому документу, на каждого юношу заводят личное дело, в котором отражены морально-психологические, деловые и личные качества, состав семьи, образование и т.д. Но при этом ни на кого не возлагается обязанность по оказанию помощи и изучению проблем будущих воинов.

Еще более актуальным является вопрос о защите прав военнослужащих срочной службы. Сегодня войска руководствуются не законами, а наставлением (!) по правовой работе, утвержденном еще министром обороны СССР и приказом министра обороны Украины "О юридической службе в МО". Причем, ни в одном из них не говорится об обязанностях должностных лиц по оказанию юридической помощи солдатам и матросам. Кто-то может возразить: дескать, об интересах рядовых у нас пекутся отцы-командиры и военные органы правосудия. А если спор возникает между начальником и подчиненным, на чьей стороне будут юристы в погонах, привыкшие соблюдать субординацию и не пачкать честь мундира?

Острая необходимость в получении юридической консультации возникает и у военнослужащих, обвиняемых в совершении того или иного преступления. Согласно требованиям Европейской конвенции по правам человека и Конституции Украины, во время следствия такие люди должны обращаться за помощью к правозащитнику. Однако очень часто из-за отсутствия денег они вынуждены от этого отказываться. А существующий порядок оплаты адвокатских услуг слишком далек от совершенства и не вызывает заинтересованности со стороны профессиональных юристов, привыкших работать за солидные "гонорары". Не значит ли это, что настало время вводить институт военных адвокатов, которые предоставляли бы бесплатные консультации и подчинялись не министру обороны, а Генеральной военной инспекции при Президенте или Кабинету министров?

Однако к таким новшествам "большие звезды" относятся с недоверием и опасением. "Действующее законодательство в военной сфере действительно нуждается в приведении к нормам Конституции, в отработке новых юридических актов, касающихся реализации прав призывников и военнослужащих срочной службы. Но создавать какие-то новые правовые структуры мы не будем",-- утверждает заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных сил Николай Матюх. С ним солидарен и замначальника правового управления Минобороны Николай Карпенко: "Введение военных правозащитников сегодня не является актуальным. Тем более что возможности существующей системы адвокатуры достаточны для выполнения требований статьи 59 Конституции о праве граждан на получение юридической помощи".

В свою очередь, народные депутаты, от которых будет зависеть принятие подобных законов, соглашаются с военным истеблишментом лишь наполовину. "Одеть правозащитника в погоны, значит поставить его в зависимость от вышестоящих чиновников, а не от клиента. В таком случае ему придется лавировать между честью мундира и требованием законов. Сегодня нужны не военные адвокаты, а адвокаты для военных, т.е. гражданские лица, входящие в адвокатские объединения", -- считает экс-министр юстиции Василий Онопенко. Примерно такого же мнения придерживается и бывший генпрокурор Виктор Шишкин: "В Вооруженных силах нужно создать управление по надзору за контролем и законностью, в которое должны ввойти гражданские юристы, в том числе и адвокаты".

Идея о введении в войска офицеров-правозащитников далеко не новая. Например, в армии США существует служба бесплатной юридической помощи, созданная по вертикали -- от министерства обороны до военной базы. Украине же для этого необходимо, в первую очередь, внести соответствующие поправки в законы об адвокатуре, о военной службе, а заодно решить кадровые и финансовые проблемы, связанные с подготовкой нового института юристов.